Депутаты Госдумы предложили повысить минимальный размер оплаты труда до 30 тысяч рублей в месяц с 1 января 2025 года. Сейчас размер он составляет 19 242 рублей.
Доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов в интервью «Свободной Прессе» объяснил, что МРОТ — это номинальная величина, которая может быть съедена инфляцией. По его словам, данный вопрос не экономический, а скорее, политический.
«На последнем совещании Владимир Путин сказал о необходимости взаимодействия правительства и Центробанка по вопросам инфляции, а также о том, что увеличилась кредитная задолженность на 3,6 триллиона рублей. Понимаете, если бы этот кредит выдавался под производства, то инфляции бы не было. А у нас получается так, что на 1 рубль кредитных денег создается товаров на 20 или 30 копеек. В советское время, например, на тот же рубль создавалось товаров, условно на 1,5 рубля. МРОТ все равно не спасает человека, прожить на него нельзя», — отметил собеседник издания.
Одновременно такое резкое повышение минимального размера оплаты труда — это серьезный удар по работодателю. Бизнес может начать даже лоббировать разгон инфляции для того, чтобы компенсировать свои потери, считает Катасонов.
«При всем уважении, но повышение МРОТ, прожиточного минимума, единовременных социальных пособий — за этими разговорами мы теряем картину леса — ВВП. Росстат его структурирует тремя способами: по производству, потреблению и доходам. Нас интересует третья структура. По доходам — тоже три части. Первая — валовые доходы, валовые прибыли бизнеса. Вторая — зарплата. Третья — чистые доходы государства. 20 лет назад главной частью этого пирога была зарплата. А сегодня — доходы, прибыль. Так, 20 лет назад на валовую прибыль приходилось 40% ВВП, на зарплаты — 54%. Сегодня просто наоборот», — уточнил экономист.
Катасонов добавил, что Карл Макс уже давно описал все это в «Капитале». На одном поле накапливается богатство, на другом — бедность и нищета. Поэтому, по мнению профессора, у всех подобных инициатив есть две цели.
«Одна — это создать впечатление о том, что у нас социальное государство. А вторая — конкретное стремление инициатора законопроекта, например о повышении МРОТ, повысить свой собственный рейтинг», — заключил Катасонов.