Системный кризис на рынке недвижимости РФ, в результате которого образовалось огромное количество невостребованных новостроек, в самое ближайшее время грозит превратиться в проблему иного рода. Многие дома стоят пустыми уже два-три года и без присмотра начинают быстро ветшать. Плюс многочисленные недострои, большую часть которых уже никогда не реанимировать. Что со всем этим делать?
Сколько таких потенциально опасных строений в нашей стране? Согласно данным аналитиков рынка недвижимости, у застройщиков сейчас простаивает 2−3 млн квартир по всей России, по большей части в столичном регионе и миллионниках. В глухой провинции строят мало, так как спроса там нет из-за полного его отсутствия.
И чем дальше от столицы, тем ситуация хуже. Застройщики в курсе, поэтому новые дома появляются только там, где люди зарабатывают побольше. Правда, таких регионов становится всё меньше…
Итак, около трёх миллионов квартир… Это сколько в домах? Например, в «хрущёвках» было 50−80 квартир в зависимости от длины дома. В девятиэтажках 70−80-х — примерно по 200. В современных «человейниках» их число порой достигает 500 и более, но это уже довольно редкие варианты. Остановимся на 300 — для круглой цифры. На выходе получим около 10 тыс. заброшенных домов.
На самом деле, конечно, больше, но порядок примерно таков. Многочисленные недострои увеличат проблему примерно на 40−50%, то есть до 15 тыс. строений. На снос уже стоит начать запасать взрывчатку.
Хотя бы потому, что просто ввести их в эксплуатацию — даже если квартиры бесплатно раздать нуждающимся — невозможно. Коммунальная катастрофа начала 2024 года наглядно продемонстрировала, что инфраструктура ЖКХ — на последнем издыхании.
Подключение к ней незаселённых новостроек приведёт к моментальному коллапсу, всё рухнет. Трубы лопнут, провода сгорят, а котлы ТЭЦ выйдут из строя. Гром вроде как уже грянул, но власти по-прежнему даже не чешутся.
Получается, что та новая недвижимость, в которую вбуханы триллионы рублей, де-факто не стоит ничего. Её невозможно эксплуатировать, некому продать. Потенциальный спрос, конечно, есть, он огромен.
Олигархи от строительной отрасли упорно держат цены на свои квартиры, хотя на что рассчитывают, уже совсем непонятно.
«Через два месяца после отмены льготной ипотеки стоимость новостроек не рухнула, застройщики держат цены. В целом продажи замедлились — это видно по росту предложения, которое за август увеличилось на 29%», — отметил гендиректор компании «Мир квартир» Павел Луценко.
Строек становится меньше, но они странным образом не останавливаются, «человейники» продолжают возводить. Хотя всем уже понятно, что их никто не купит. Некому и не на что. Если всего за месяц число ненужных домов выросло почти на 30%, то что будет к концу года, спрашивает «Свободная Пресса».