Минтруд опубликовал данные о том, что в 2024 году доля граждан старше 55 лет впервые достигла рекордных 30% от населения. Это максимальный показатель в современной России. Демографический провал по рождаемости у нас накладывается на общемировую тенденцию старения населения. Экономика в скором времени столкнется с небывалыми вызовами — кто будет обеспечивать своей трудовой деятельностью пенсии старикам, кто будет работать? Задействование пожилых людей в экономике становится ключевым направлением политики, согласно прогнозам, к 2050 году один из шести работников в мире будет старше 65 лет. Но это ничего, ведь глава ФМБА Вероника Скворцова (на снимке) заявила на днях, что вскоре молодыми людьми будут считаться все, кто не достиг 60-летнего возраста. Удастся ли следующее трудовое поколение заменить «новыми молодыми» и что для этого нужно? Подробнее — в материале Накануне.RU.
По данным Министерства труда, людей в возрасте от 55 лет сегодня 30% от населения. Для примера, в 1990 году этот показатель составлял 21,1%, в 2015-м — 27,3%, в 2020-м — 29,4%. По данным Росстата, на июль 2024 года население России составляет 146,1 млн человек. На 1 тыс. человек трудоспособного возраста в 2024 году приходится 471 пожилой человек, тогда как в 2016 году этот показатель составлял 413.
Минтруд России опубликовал стратегию действий в интересах граждан старшего поколения до 2030 года. Как указано в документе, старение населения увеличивает демографическую нагрузку. Если в 2016 году на 1 тыс. человек трудоспособного возраста приходилось 413 пожилых людей, то на начало 2024 года — 471.
Но это не беда, ведь можно просто назвать пожилых молодыми, и к ним вернутся силы и здоровье? Исследователи уже сообщали, что россияне якобы начали чувствовать себя на 10 лет моложе, чем это было раньше. А вот теперь глава ФМБА Вероника Скворцова анонсировала увеличение возраста молодежи до 60 лет. Пока в России молодыми считаются люди до 35 лет, по классификации ВОЗ — до 45 лет. Ничего себе скачок? Власти обещают, что продолжительность жизни в скором времени достигнет 80 лет.
«Если брать классификацию ВОЗ, то молодой человек до 45 лет, я так думаю, с учетом увеличения продолжительности жизни, скоро это будет до 60, это будут все молодые люди, потому что меняются совершенно возрастные периоды», — отрапортовала мадам Скворцова.
Сказал «А», говори и «Б», такое ощущение, что нас готовят к очередному повышению возраста выхода на пенсию? Ведь танцуй, пока молодой, а работай, пока не умрешь? Тем более, что демографический кризис и дефицит на рынке труда заставляет все министерства метаться в поисках рабочей силы — уже идут разговоры, чтобы привлекать подростков к станкам, а старую гвардию активно призывают переучиваться, по данным того же ОЭСР, если новую профессию получить в 45 лет, выше вероятность сохранить работу до старости.
«Пенсионер работающий должен быть наставником, в советское время так и было. Нужно возвращать институт наставничества. А наставник — это прежде всего работник пенсионного возраста. В остальном, работающий пенсионер может дать сто очков молодому поколению. Когда с работодателями общаюсь, они говорят: мы не можем нормальных работников найти среди молодежи. Старшее поколение знает, что такое работать, что такое ответственность на работе», — говорит экономист Валентин Катасонов.
Если серьезно, то экономика в России уже и так устроена таким образом, чтобы пенсионеры продолжали работать — прожить на выплаты от государства надо еще исхитриться. Потому многие продолжают свою деятельность после выхода на пенсию, но есть нюансы.
Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов напоминает, что существуют программы подготовки, переподготовки кадров. Видимо, как раз для молодящихся трудящихся. Также законом предусмотрена возможность продолжить работать для получения повышенной пенсии. Главный вызов же стоит перед социальной системой — можно назвать молодым человеком мужчину 60 лет, но и обеспечить медицинскую помощь «новому молодому» также необходимо, а с этим в стране с повышенной смертностью есть некоторая неопределенность.
«Конечно, мы находимся в демографической яме, однако вопрос демографии — это не только про рождение, это еще и про продолжительность жизни. Продолжительность жизни зависит еще и от качества жизни, и от доходов, и от медицинской помощи, и от санаторно-курортного лечения», — подводит итог Ярослав Нилов.







