А накануне Дня Победы его поздравил с праздником ярославский уполномоченный по правам человека Сергей Бабуркин.
Михаил Николаевич Пеймер – человек удивительный и легендарный. В его жизни и судьбе сплелись героические и трагические страницы истории нашей страны – комсомольская юность тридцатых годов, ратные подвиги во время Великой Отечественной войны, репрессии по надуманным обвинениям, восстановление разрушенного войной народного хозяйства и самоотверженный труд. Через все испытания Михаил Николаевич пронес незыблемую любовь к Родине, чистоту души и оптимизм. В конце февраля ему исполнилось 102 года, а он активен и бодр – внимательно следит за событиями в России и в мире, постоянно встречается и общается с молодежью, участвует в общественных мероприятиях, отлично владеет компьютером и ведет свою страницу в социальных сетях.
Михаил Николаевич приглашен в Москву на Парад Победы и Сергей Бабуркин встретился с ним накануне его отъезда в столицу. Конечно, не обошлось и без воспоминаний. Михаил Николаевич признался, что в юности мечтал стать журналистом, но после окончания в 1940-м десятого класса ярославской школы № 37 откликнулся на потребности страны в квалифицированных военных кадрах и поступил в 1-е Московское артиллерийское училище имени Красина. Ещё курсантом он участвовал в обороне Москвы. Весной 1942 года получил звание старшего лейтенанта и в 19 лет уже командовал батареей «катюш» на Брянском фронте. Он воевал под Сталинградом, где его артиллерийская батарея билась насмерть 200 дней и ночей. Именно тогда, летом 1942 года, в огромной воронке, образовавшейся после разрыва тяжелой фугасной бомбы, его приняли в коммунистическую партию. И одновременно с партбилетом офицер политотдела 66-й армии вручил Михаилу карманные часы с гравировкой «За мужество и отвагу» и подписью «Жуков». Михаил Пеймер участвовал в освобождении Белоруссии, Литвы, разгроме гитлеровских войск в Восточной Пруссии.
Весной 1945 года 22-летнего боевого офицера обвинили в антисоветской пропаганде, исключили из партии и взяли под арест. Победу он встретил в прямом смысле со слезами на глазах – это были слезы неимоверной радости и слезы боли и горечи от случившейся в отношении него несправедливости. Срок по печально известной 58-й статье Михаил Пеймер отбывал в Воркутлаге. Рассказы Михаила Николаевича об этом периоде выбиваются из общей привычной канвы: «Прибывающие эшелоны встречал начальник Воркутлага генерал Мальцев. Он говорил нам: здесь нет заключенных, есть – рабочие, техники, инженеры, надо работать, ребята, залечивать стране раны войны». Михаил Пеймер всего две недели проработал простым шахтером, затем был назначен бригадиром, начальником участка, маркшейдером. Потом толкового заключенного сделали начальником планового отдела стройуправления, где он занимался созданием новых шахт. А затем – и многих социальных и промышленных объектов в Воркуте. В перечне объектов, в строительстве которых участвовал Михаил Николаевич, — шахта «Комсомольская», Центральная водогрейная котельная, Воркутинский городской парк, взлётно-посадочная полоса аэропорта Воркута, Дворец пионеров.
В 60-х годах Михаила Пеймера полностью реабилитировали, восстановив в воинском звании, в компартии и вернув награды, в том числе медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Сталинграда», орден Красной Звезды. Вместе с боевыми наградами Михаил Пеймер с гордостью носит знаки «Заслуженный работник народного хозяйства», «Почетный гражданин Республики Коми».
Поздравляя Михаила Николаевича в 80-летием Великой Победы, омбудсмен Сергей Бабуркин отметил: «У Вас есть огромный талант – талант жизни, и Вы его реализовали в полной мере».
«Я эту жизнь и судьбу создал сам. И сейчас, оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что не совершил ни одного подлого или безнравственного поступка. Я безмерно люблю Россию, и это – не лозунг, а глубокое искреннее чувство, состояние души!», – ответил Михаил Пеймер.