Чем чаще мы рассказываем на страницах газеты о судебных тяжбах из-за жилья, тем больше наших читателей приходит в редакцию, чтобы рассказать о своей беде. Истории у всех разные, иногда они тянутся годами и заканчиваются ничем — противоборствующие стороны, не в силах что-либо доказать, так и остаются при своих интересах. Но иногда все кардинально меняется.
О судебной тяжбе восьмидесятидвухлетней жительницы Ярославля Лидии Павловны Диевой с внуком своей сестры Олегом Готовкиным мы поведали в публикации «Под старость лет на птичьих правах» в номере за 23 декабря прошлого года.
Сначала Лидия Павловна проживала в однокомнатной квартире по улице Кривова, но зимой 2004 года состояние ее здоровья стало ухудшаться, и в силу преклонного возраста ей потребовались посторонняя помощь и уход. Поддерживая родственные отношения с внуком сестры Олегом Александровичем Готовкиным, Диева решила поменяться поближе к дому Готовкиных, чтобы он и его жена позаботились о ней. Олег взялся помочь с поиском подходящих вариантов.
Длительное время Готовкин не мог подобрать ничего приличного, а в марте 2005 года сообщил Лидии Павловне, что нашел двухкомнатную квартиру на улице Титова. Сделки по продаже однокомнатной квартиры на улице Кривова и покупке двухкомнатной на улице Титова заключались одновременно — 18 апреля 2005 года. Оформлением всех документов занимался Готовкин, которому Лидия Павловна полностью доверяла. Он отвозил ее в риэлторскую фирму ООО «Региональное инвестиционное агентство недвижимости» и управление Федеральной регистрационной службы. Пожилая женщина расписывалась в документах там, где показывал Олег, будучи уверенной, что квартира на улице Титова оформляется на ее имя.
Однако после заключения договоров никаких документов она на руки не получила. Готовкин брал у нее деньги на оплату коммунальных платежей, а счета опять же не показывал. Только в августе 2005 года Лидия Павловна обнаружила, что в качестве собственника квартиры указана не она, а Олег. По договору купли-продажи ему принадлежало 99/100 долей квартиры, а ей только 1/100! Так под старость лет Лидия Павловна Диева оказалась в своей квартире на птичьих правах.
Пожилой женщине не оставалось ничего другого, как только обратиться за защитой своих законных интересов в Красноперекопский районный суд Ярославля. Она просила признать договор купли-продажи недействительным в части определения долей, как совершенный под влиянием заблуждения, и перераспределить в ее пользу 95/100 долей, а за Готовкиным оставить 5/100. Но на судебном заседании 9 августа 2006 года в удовлетворении исковых требований Лидии Павловны Диевой к Олегу Александровичу Готовкину было отказано. На этом история не закончилась. По кассационной жалобе Диевой судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда посчитала вынесенное решение подлежащим отмене.
На момент выхода публикации читатели газеты оставались в неведении, чем же все закончилось. И поэтому, как только 29 декабря прошлого года в Красноперекопском районном суде было вынесено новое решение по иску Диевой к Готовкину, мы решили о нем обязательно рассказать. Как говорится, чужой пример — другим наука.
Согласно ст. 178 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения. Лидия Павловна Диева полностью доверяла Готовкину и во время подписания документов считала, что становится собственником всей квартиры, а не 1/100 доли. Показания Олега о том, что Диева получила 644 тысячи рублей за проданную ею квартиру, а квартиру на улице Титова он купил на свои деньги, что накопил и взял в долг у родственников под расписку, даже на взгляд обычного обывателя выглядят весьма странными. Зачем в таком случае было городить огород с одновременной продажей и покупкой квартир?
На этот раз Фрунзенский районный суд принял сторону Лидии Павловны Диевой, и уже Олег Готовкин оспаривал вынесенное решение в областном суде. В конечном итоге 15 марта 2007 года судебная коллегия признала за Диевой 82/100 доли квартиры по улице Титова, а за Готовкиным — 18/100.