Валентина Федоровна Кузнецова всю жизнь работала дояркой, из них 20 лет — на Блохонской ферме колхоза «Россия» Мышкинского района. В хорошие годы, как теперь она вспоминает, надаивала по пуду молока от коровы в день. Есть у нее и правительственные награды.
Блохонская ферма долгие годы оставалась лучшей в хозяйстве. Чаще зимой, как уточняет Валентина Федоровна. А летом их доярки с Лысовской фермы опережали. У них пастбища да и пастухи были лучше. А Блохонке с пастухами не везло — выпить любили.
Она оживляется, когда вспоминает о своей работе, улыбается: «Одна корова в группе была строгая, никого к себе не подпускала. Лягалась». Тогда и стала Валентина Федоровна ей задние ноги связывать. Однажды во время утренней дойки связала, а развязать забыла. Пришла в обед на ферму, да так и ахнула. Корова смотрит на нее печально, только не говорит.
В войну еще девочкой-подростком стала она помогать в колхозе родителям. А потом и сама впряглась в дело. В Мышкинский район их семья была эвакуирована из Новгородской области. Да так и осели здесь на всю жизнь. После войны познакомилась Валя с Михаилом Кузнецовым. Вышла за него замуж. У парня тоже судьба была нелегкая. В войну попал в плен, трижды бежал из концлагеря, и трижды его немцы ловили. Оба работали в колхозе. И дома корову держали, и на ферме весь труд был ручным. Вот и стала она к 78 годам инвалидом первой группы. Случилось это после смерти мужа Михаила Егоровича. Детей им Бог не дал. Поэтому забрала ее к себе в село Шипилово младшая сестра Зоя Федоровна. Живут сестры дружно. Но вот беда, ноги у Кузнецовой совсем отказали, да и руки теперь плохо действуют. Это продолжает сказываться тяжелая работа в колхозе. Полечиться бы где, но путевки, и санаторные, и туристические, предлагали, только пока работала.
Теперь дают лишь один социальный пакет. Но она от него отказалась, получает льготу деньгами, потому что в пакете нет необходимых ей лекарств. А валерьянка и анальгин у нее всегда под рукой. Вот ими и лечится. Она не сетует, что так сложилась жизнь. У других она была еще тяжелей, многих уже и в живых нет. Государство взяло у них все. А что дало взамен? Ведь пятью сотнями льготных рублей здоровья не восстановишь.