На руководство казенного предприятия «Электронный регион» возбуждено уголовное дело

elreg1Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) по факту противоправных действий со стороны руководства регионального казенного предприятия «Электронный регион».

Как сообщают в jбластном управлении СКР, в 2013 году руководители казенного предприятия «Электронный регион», выполняя государственный заказ по разработке и внедрению в промышленную эксплуатацию информационной системы регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, умышленно ввели в заблуждение Департамент информатизации и связи Ярославской области, сообщив заведомо ложные сведения об исполнении договора. Преступление раскрыто благодаря оперативно-розыскным мероприятиям, проведенным сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Ярославской области совместно с сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.
В результате вышеуказанных противоправных действий за счет средств федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования и бюджета Ярославской области была произведена оплата фактически невыполненных работ на сумму свыше 36 миллионов рублей.

Директором предприятия «Электронный регион» является Мария Александровна Князикова. Предприятие было создано в конце 2010 г. постановлением Правительства Ярославской области в целях развития информационного общества на территории Ярославской области. Вначале — в форме государственного унитарного предприятия, с января 2012 года – в форме казенного предприятия, 1 июля 2014 года преобразовано в государственное бюджетное учреждение. «Электронный регион» находится в непосредственном подчинении департамента информатизации и связи Ярославской области.
ЛысенкоНынешний директор департамент Эдуард Лысенко с 2010 по 2012 работал в «Электронном регионе» директором по развитию региональных программ информатизации Ярославской области, совмещая эту должность с деятельностью в качестве руководителя дирекции коммерческой фирмы «ТопБизнесИнтегратор».
Возбуждению уголовного дела в отношении «Электронного региона» предшествовала доследственная проверка по фактам нарушений, допущенных должностными лицами областного департамента здравоохранения и фармации при освоении бюджетных средств. Проверялось освоение 300 миллионов рублей, выделенных из бюджета в рамках программы модернизации здравоохранения на внедрение в лечебных учреждениях до декабря 2013 года современных информационных технологий, в том числе электронной записи на прием к врачу, электронного документооборота, единого реестра медицинских работников, а также ряда других сервисов. В целях реализации государственной программы был заключен договор на создание регионального сегмента единой государственной системы в сфере здравоохранения. Несмотря на документальное подтверждение исполнения договора и, соответственно, расходования 297 миллионов рублей, информационная система в эксплуатацию до настоящего времени не введена.

Об этих нарушениях «Золотое кольцо» сообщало 13 декабря 2013 года в материале «Структура областного правительства пилила бюджетные деньги». Еще ранее 1 июля 2013 года в публикации «Останки мертвых птиц на головы больных», мы рассказывали о странной системе организации закупок в региональном здравоохранении.
Во втором полугодии 2012 года было проведено более 80 торгов по закупкам современных информационных систем для областных учреждений здравоохранения. Организаторов торгов являлось казенное предприятие «Электронный регион». По результатом торгов контракты заключались практически всегда с единственным участником и с ценой близкой к максимальной.
Для того, чтобы сразу отпугнуть от конкурса нежелательных участников, применялся один и тот же прием. А именно: в извещении на конкурс и в документации указывались нереально короткие сроки выполнения заказа и огромные пени за неисполнение контракта в срок: в размере 0,1 процента от суммы контракта за каждый день просрочки. С единственным «отважным» участником конкурса потом заключались дополнительные соглашения о переносе сроков исполнения, а пени не взыскивались. Например, в декабре 2012 года победителем конкурса стала московская фирма ООО «ТопС Бизнес Интегратор», с которой по практически максимальной цене, почти 50 миллионов рублей, заключен контракт со сроком исполнения 90 дней, и предусмотрены пени 0,1 процента от суммы договора за каждый день просрочки. Контракт вовремя не выполнен. Но заказчик работ отказывается от взыскания неустойки, которая могла бы пополнить бюджет на 450 тысяч рублей, и заключает дополнительное соглашение о продлении сроков исполнения договора еще на три месяца. Более того, непонятно, как вообще фирма «ТопС Бизнес Интегратор» стала участником аукциона, если из протокола рассмотрения и оценки заявки следует, что на этом этапе комиссия отказала фирме в допуске из-за несоответствия требованиям конкурсной документации.
Также в декабре 2012-го с победителем по другому контракту — ООО «ЭМИС» по практически максимальной цене в 5 миллионов рублей заключен договор со сроком исполнения обязательств 22 рабочих дня и пени 0,1 процента за каждый день просрочки. Схема та же — договор не исполнен, без взимания пени по дополнительным соглашениям его срок дважды продлевается. Из протокола рассмотрения и оценки заявки видно, что ООО «ЭМИС» решением комиссии отказано в допуске на основании несоответствия требованиям конкурсной документации.
Тогда же в конце декабря 2012 года с ООО «Группа Алтэй» заключен договор на сумму более 14 миллионов рублей со сроком исполнения обязательств 90 дней (пени 0,1 процента за каждый день просрочки) на автоматизацию программного комплекса лабораторных информационных систем в лечебно-профилактических учреждениях Ярославской области. Срок истек 27 марта 2013 года, автоматизация не произведена, никаких пеней не выставлено.
Для того, чтобы обойти положения федерального закона № 94, строго регламентирующего госзакупки и выполнение госконтрактов, организатор торгов руководствовался не законом, а «положением», им же самим разработанным.
Еще один интересный момент. Закупки для информатизации здравоохранения области помимо замгубернатора Александра Сенина курировал еще и глава областного департамента информатизации и связи Эдуард Станиславович Лысенко. До сентября 2012 года он работал директором по развитию региональных программ информации казенного предприятия «Электронный регион», и одновременно — руководителем дирекции инфраструктурных решений московской фирмы «ТопБизнесИнтегратор». И может потому совершенно случайно ООО «ТопБизнесИнтегратор» выиграло самый крупный конкурс в 50 миллионов рублей, половина из которых поимело предоплатой. А, не выполнив контракт в срок, получило благодушное снисхождением от заказчика.

Р.S. Наверное следователям все же стоит тщательно разобраться, действительно ли руководство областного департамента информатизации и связи находилось в полном неведении о том, как лихо в подчиненном ему «Электронном регионе» распорядились бюджетными деньгами.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page