Мой любимый автобус

Я люблю общественный транспорт. И не просто общественный, а тот, который большой и солидный.

Вот едет наш 21-й автобус по полосам, не суетится и не просто выдерживает ограничение в 60 км в час, а четко соблюдает и другое требование правил дорожного движения — двигаться в соответствии с дорожной обстановкой. Перед скоплением людей, там, где могут появиться дети, снизит скорость, пешеходный переход — обязательно остановится, перед поворотом тоже притормозит. А уж если подъезжает к остановке, то делает так, чтоб и другим место было.

Но гляньте на сводную сестру — маршрутку. Вот она едет — вертлява, суетлива, а главное, продажна и непредсказуема. Их не люблю еще с того времени, когда на велосипеде ездила. Трижды только реакция и спасала — от подрезов, падения в кювет, переворачивания.

Почти сутки (с 5.00 до 22.00) я «диагностировала» 21-й маршрут автобуса, который ездит от Красной площади до Очапков. Хотелось узнать, почему водители общественного транспорта не слишком довольны зарплатой и почему моя знакомая любимая кондукторша Галя ушла с работы, несмотря на долгий стаж. И почему недовольны и руководители транспортных предприятий, очень невнятно и довольно-таки осторожно говорящие о трудностях.

От тюрьмы да от кондукторской сумы не зарекайся. Вышла я на трассу со второй попытки. Это же какое нужно терпение, чтоб суметь заснуть в 10 вечера и подняться около 4 часов утра! А некоторым кондукторам приходится вставать и в три часа ночи, чтоб вовремя быть на линии.

КОНДУКТОРСКИЕ СТРАДАНИЯ

Главная головная боль кондукторов — пенсионеры. Они слишком часто забывают дома пенсионные удостоверения, а в ответ на требование кондуктора его предъявить начинают громко кричать на весь салон автобуса, вовлекая сочувствующих: мол, что, по  морщинам не видно? Только напрасно это. Коль желают иметь льготы, надо и какие-то обязанности нести, например, носить с собой пенсионное удостоверение. Потому что, пожалей кондуктор бабульку, продай билет за 6 рублей без удостоверения, контролер составит акт — и прощай премия в полторы тысячи.

Замучили кондукторов и разные копии справок, особенно насчет многодетности. Дети из таких семей — коллективисты и надавали копий, по-видимому, всем своим друзьям. Я как раз присутствовала при аналогичной разборке. А еще студенты — редкий ездок предъявит студенческий. И хочется задать вопрос  отдельным личностям: а если ваша мама однажды вынуждена будет пойти работать кондуктором и ее какой-то молодой склеротик будет убеждать, что он точно студент, но вот именно сегодня забыл студенческий дома?.. Достают и мнимые студенты солидного возраста, но об этом отдельный разговор. Кондукторское  наблюдение: чаще всего неплательщиками оказываются именно молодые люди. И кто там толкует про женскую жадность? И попрошайками вроде тех, кто, прижимая бутылку пива к груди, слезно просит кондукторшу: «Мать, подвези, денег нет ни копейки», — тоже является мужская часть населения. Как-то не по-мужски все это, защитнички и кормильцы вы наши…

Бывают и другого рода приколисты, которые с комплексами. Вместо того чтобы выполнить требование правил перевозки пассажиров общественным транспортом — заранее приготовить деньги на проезд, при подходе кондуктора начинают долго отсчитывать мелочь. На ком еще самоутверждаться, как не на кондукторе… Так что кондуктору нужны крепкие нервы и хорошая память на лица. Вот где бы будущим разведчикам и следователям проходить практику на хладнокровие и умение запоминать приметы. Так что повествование о трудной доле кондукторов я закончу лозунгом: берегите их нервы, на их месте можете оказаться и вы, не зарекайтесь…

С водителями я шибко не беседовала, только перекинулась парой фраз в диспетчерской. Водители в один голос утверждали, что транспорта за два десятка лет реформ стало на дорогах в два раза больше, хамства тоже. Особенно их удивляет близорукость водил, что начинают нагло вести себя по отношению именно к общественному транспорту — подрезают, в пробках втискиваются в поток именно перед автобусами, не соблюдают никаких требований насчет помехи справа.

Не задумываясь при этом, что в салоне большого автобуса десятки пассажиров. А уж при подъезде к остановкам вообще помолчим. Гляньте на остановку на Красной площади около университета — забита машинами. Когда же поставят знак «Стоянка запрещена»?

А главное, что такое 20 тысяч водительской зарплаты для напряженной работы с огромной ответственностью за жизнь людей!

Я села в автобус, что отправлялся с Красной площади, в 5-10. Конечно, полупустой, но не бесполезный. Пассажиров  было достаточно — смена ехала на завод, продавщицы торопились к своим ларькам. Так что даже такой ранний автобус нужен.

Не было еще шести часов, как на Резинотехнике появились первые маршрутки. С Резинотехники  вернулась на остановку «Лесная Поляна», чтоб выявить точное начало часа пик. Лесная Поляна — самый верный показатель. Час пик начался на нашей остановке в районе 7-15 — 7-30. В 7-15 появилась битком набитая «Газель» по маршруту 93г, и уже только в 7-28 — такая же по 93-му. А вот автобусы следовали средней наполненности. И что показательно, перед маршрутом 21 обязательно проныривала 93-я маршрутка, не где-то посередине интервала, как следовало бы по логике интересов пассажиров, а именно непосредственно перед 21-м автобусом.

Пассажиры, увидев, что я что-то усиленно пишу в тетрадке, тут же высказали претензии к маршруту 93г. «За четыре месяца поездок мне ни разу не удалось именно в 7-15 — 7-30 сесть на 93г», — сказала Люда и добавила: «Какой дурак в час пик пускает «Газель» на этот маршрут!»

Может, есть смысл автобусу 21к завернуть не на Красную площадь после остановки «Гигант», а именно к вокзалу Ярославль-Главный? Я видела, что от остановки «Гигант» мой любимый 21к движется к Красной площади с двумя-тремя пассажирами. Пусть хоть в утренние часы маршрут будет до вокзала.

В обеденный перерыв я принялась звонить и выяснять расписание 93-й маршрутки. По телефонам «Яргортранса» мне ответили неопределенно: сказали, что есть только рабочее расписание, но на сайте «Яргортранса» его нет, определен только период движения с 6 до 21 часа да интервал движения в 10 минут.

КРЫСЯТНИЧЕСТВО

А теперь я скажу вещи, которые очень не понравятся молодой части пассажиропотока. Пока они молоды и не обременены семьей, им кажется: ничего нет лучше маршруток. Но вот появляются дети, становятся школьниками. Школьнику уже требуется проездной — и в школу, и на тренировку, и в музыкалку надо. А ездить всей семьей на маршрутках по всем нужным точкам уже семейный бюджет не позволяет. И только тут догадываемся, что общественный транспорт с его льготами и проездными — это же замечательно! И уж претензии предъявлять начинаем: а почему так мало автобусов? Но всегда ли он виноват, традиционный общественный транспорт?  Порой складывается впечатление, что его разоряют преднамеренно, чтоб отдать русского человека на окончательное растерзание, по крайней мере, после ввода в нашу действительность управляющих компаний я уже не удивляюсь никаким мрачным предположениям о всемирном заговоре.

Репортаж я собирала в один день, разговаривала предварительно с диспетчером, кондукторами, водителями. Но поехала совсем в другой. Так что уж точно не для меня в этот день, 26 июля, автобусы 21 и 21к ездили строго по расписанию. Именно в соответствии с тем расписанием, что вывешен на сайте «Яргортранса». А вот 93-я маршрутка ходила, как ей заблагорассудится.

Кстати, почему 93-я маршрутка нужна после 19 часов? Час пик уже закончился. В них нет никакой необходимости.

Наиболее разумным было бы их нахождение на маршруте с 7 утра до 7 вечера. С двухчасовым перерывом. Но кто-то решил иначе. И вот что из этого получается.

С 20 часов я уже фиксировала движение общественного транспорта с Красной площади. Маршрутки продолжали ту же манеру поведения. Машины две заранее выстраиваются на конечной остановке, собирают пассажиров и перед самым приходом 21-го автобуса газуют на маршрут. Наиболее жадные дожидаются прихода 21-го и перед его носом, разобрав основной поток пассажиров,  рвут с площади. Результат: 21-й автобус уходит с остановки почти пустым.

И не надо говорить о конкуренции. Это не конкуренция, а обыкновенная превенция. Именно 93-й маршрутке выдан карт-бланш. Никакого жесткого расписания. Никаких отметок у диспетчера. Никаких проверок на соблюдение режима работы. Думаете, после 21 часа маршрутки ушли на покой? Ничуть не бывало! Я выдержала до 22 часов. За период с 21-00 до 22-04 с площади ушло на маршрут пять «пазиков» под номером 93! Их расписание было столь же «жестким» — за 2 — 3 минуты до отхода 21-го автобуса с Красной площади. Иначе как крысятничеством это не назовешь.

Расписание 21-го автобуса — это его расписание.  И использование чужого расписания в своих интересах  другими коммерческими структурами — это факт недобросовестной конкуренции.

Кто-то в моих рассуждениях (чиновники и владельцы маршруток в первую очередь) постарается увидеть некую заинтересованность. Сразу признаю: она есть. В нашей российской действительности спасение утопающих — дело рук самих утопающих.  Воруют управляющие компании — борись собственник жилья, чиновники пальцем не пошевелят. Закрывают заводы, лишают работы — наемный работник, выходи с протестными акциями. Я вот боюсь, как бы от такого крысятничества мартшруток не пострадало транспортное предприятие, автобусами которого постоянно пользуюсь. Но это не единственная причина.

Мы еще не забыли те страшные ДТП, которые происходили с участием 93-х маршруток. И причина кроется именно в их графике работы и в принципах взаимоотношений с работодателями.

Водитель имеет право находиться за рулем автомобиля не более 10 часов подряд. При этом он должен иметь большой перерыв не менее часа и небольшие перерывы каждые два часа. Понятно, что при том графике, который  позволяется иметь 93-й маршрутке, никак не выдерживается требование о 10-часовом нахождении за рулем. Водители с маршруток гоняют по 14 часов. По документам на день операции «Автобус», которая скоро начнется, у них будет все в порядке, после двух часов им просто заменят путевку, где укажут, что они якобы только что приступили к работе. Никто ж из проверяющих не догадывается фотографировать водителей в 6 утра и в 21 час…

А вот такой график по 14 часов за рулем у большинства водителей маршруток — это уже опасность для всех других участников движения.

Выявить эти факты может только суточная проверка (скрытая) на маршруте с фотографированием. Но фотографировать не будут, и скрытых проверок тоже не будет, а уж продолжительных — тем более… Потому что ходят упорные слухи, что такая лафа для 93-й маршрутки по причине того, что настоящими владельцами большинства «пазиков» являются не их формальные владельцы, а некие высокопоставленные чиновники.

Вот и выходит, что наши операции «Автобус» по разу в год — это для галочки.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page