Чемпион по кидалову-2

Первая статья на эту тему, «Чемпион по кидалову», вышла в «Золотом кольце» 26 июля 2011 года.

НО ВОТ почему  до сих пор нет служебного разбирательства в отношении должностных лиц разных структурных подразделений мэрии города Ярославля? Тех самых, которые после победоносного для Игоря Жарова решения, вынесенного судьей Петуховым, начали ему выделять один земельный участок за другим. Нет служебных проверок, почему нет — непонятно!  Формальная отмазка есть: земельные участки выделялись не

И. А. Жарову, а фирме ООО «ПСК «Квартал». А по существу? Как удалось ничем себя не проявившей строительной фирме, но со знаковым Жаровым во главе, на которого косяками шли жалобы уже обманутых дольщиков, получить в 2007 — 2008 годах участки на пересечении улиц Бабича и Блюхера для строительства трех сблокированных 10-этажных домов, на улице Гражданской, 20, для строительства 5-этажного дома, на той же улице, строение N 19, для 10-этажного дома, два участка на строительство гаражных комплексов? Всего только под фирму «Квартал» Жаров получил пять земельных участков. Хотя скандал по поводу дома на Ушинского во время выдачи ему разрешений на строительство в 2007 году еще не затух. И публикации в прессе были, и письма дольщиков продолжали идти в различные структуры. Куда только не писали в период с 2004 года аж по 2009 год дольщики дома на Ушинского! Им слали отписки левой рукой, а правой подписывали разрешения на строительство, документы по выделению участков…

Но это еще не все. Знающие люди утверждают, что ООО «Дефор» также принадлежит Жарову, и эта фирма получила один земельный участок на улице Лескова, строение 23, и второй участок по проспекту Фрунзе, строение 77.

ДОГОВОР

НЕ В ПОЛЬЗУ БЕДНЫХ

Разрешение на строительство самого большого дома на Блюхера-Бабича было получено 23 января 2007 года, потом оно продлевалось, срок завершения стройки — ноябрь 2009 года. При сметной стоимости дома в 460 миллионов рублей Игорь Александрович Жаров денег собрал с избытком — 471 миллион. Следует иметь в виду, что в смете  учитываются и высокие накладные расходы, и сметная прибыль, и цены на строительные материалы закладываются по максимуму. Так что байки про 100-процентную прибыль в квартирном строительстве имеют под собой какую-то основу. А если учесть, что застройщик умудряется прокручивать деньги дольщиков, то пусть строители не поют песни про бедных.

 С первых же шагов последовали нарушения закона «О долевом участии граждан в строительстве многоквартирных домов». Напомним, что в законе есть запрет на сбор денег граждан иными организациями, кроме застройщика. Но формулировка о запрете в

ст. 3 закона такова: «Передача гражданам прав путем уступки требования по договорам, которые заключены юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и связаны с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) многоквартирных домов и после исполнения которых у граждан возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, не допускается».

Некий гражданин Ц., который фактически купил у Жарова аж 45 квартир сразу на самом начальном этапе, когда еще и фундамента не было, по цене 16 тысяч рублей (!) за квадратный метр, нашел, как обойти этот запрет. Он заключал не договор инвестирования с ПСК «Квартал», а обычный договор долевого строительства. Как обычный гражданин, но на 45 квартир (!). А потом эти договоры путем переуступки прав требования передавал другим гражданам. И эти договоры благополучно зарегистрировали в регистрационной службе. Внимание: покупал он по 16 тысяч рублей, перепродавал по другим ценам. Но в договоре по переуступке новые цены, конечно, не указывал. Как уж он убедил граждан поставить заниженную цену, непонятно, потому что гражданам было бы выгодно показать в договоре настоящую цену квартиры. Согласно Налоговому кодексу дольщики в этом случае имеют налоговые вычеты в размере  фактической стоимости  квартиры. Ну зачем же они соглашались ставить в договоре меньшую сумму?! Фактически этому риэлтору ярославцы, во-первых, помогали уходить от налогов, во-вторых, избегать уголовного преследования за незаконную предприниматель-скую деятельность.

А теперь прикинем, сколько через эти 45 договоров на начальном же этапе было уведено денег дольщиков. Заключи 45 граждан договоры долевого участия в строительстве напрямую в ПСК «Квартал», эти деньги числились бы как полученные  от дольщиков по бухгалтерскому балансу застройщика. Застройщику за 45 квартир от гражданина Ц. поступили средства из расчета 16 тысяч рублей за квадрат, сам же Ц. хапнул по 20 — 30 тысяч за квадрат. Короче, по грубому подсчету риэлтору мимо кассы ПСК «Квартал»  ушло около 30 млн. рублей. Продавались и «однушки», и «трешки», разница составляла от 500 тысяч до 1 миллиона рублей с квартиры. Допустим, «трешка» площадью  84 кв. м одному из членов инициативной группы, покупавшему ее в 2008 году «на общих основаниях» по цене 37 тысяч рублей за квадратный метр, обошлась больше чем в 3 миллиона рублей. Он использовал материнский капитал и ипотечный кредит. А для господина Ц. такая же квартира обошлась в 1 млн. 400 тысяч. Перепродал же он ее по 23 тысячи за квадрат — более 500 тысяч положил в карман…

Внимание,  будущие дольщики! Если вам предлагают подобную схему, пусть даже через зарегистрированных инвесторов (а не как в нашем случае — через подставного Ц.), бегите от подобного строительства подальше. Задайте вопрос: а кому это выгодно, что посредник получит денежную солидную разницу, вместо того чтобы эта  разница шла на благо строительства? И будьте догадливы: все эти схемы без согласия застройщика невозможны. А если застройщик согласен, что какие-то господа заключают договоры такого типа, следовательно, он в них заинтересован. Настоящий инвестор продаст квартиру только после ввода дома в эксплуатацию. А все то, что якобы инвесторы продают до завершения строительства, это от лукавого.

Как бы пригодились сейчас эти 30 миллионов для завершения строительства обманутым дольщикам дома на улице Блюхера! А может, следствие все же проведет анализ в отношении договоров с Ц.,  за сколько он фактически перепродал каждую из 45 квартир. Полагаю, что дольщики в нынешней ситуации скрывать не станут, у каждого есть расписки от Ц. о получении фактических денег.

И будущим дольщикам все это на заметку. Как говаривал Бисмарк,  легко учиться на собственных ошибках, но мудр тот, кто учится на чужих. По идее, господина  Ц. пора привлечь к уголовной ответственности и взыскать «уведенные деньги» в пользу дольщиков.

КУДА ТЫ, ДОЛЬЩИК, ДЕНЕЖКИ НОСИЛ?

Второй важный момент сбора денег с дольщиков на этот дом. Не знаю, является ли нарушением внесение крупных сумм непосредственно в кассу предприятия. Знаю, что крупные расчеты между юридическими лицами и предпринимателями (свыше 100 тысяч рублей) должны совершаться через банк. Но у господина  Жарова, как всегда, часть денег дольщики за квартиры вносили в кассу предприятия. И здесь вторая важная заметка для будущих дольщиков. Пусть это даже и не является нарушением, но никогда, ни под каким соусом не вносите денег на долевое строительство через кассу застройщика. Вам действительно дадут приходный кассовый ордер, даже с номером. Но взнос через кассу предприятия дает возможность недобросовестному застройщику не учитывать этих денег и не отчитываться по ним.

Обычно застройщики, убеждая людей вносить деньги в кассу, говорят: так быстрее, меньше денег платить банку. Все наоборот, банку, где находится расчетный счет застройщика, невелики хлопоты принять от вас деньги через своего кассира, зачислить на счет застройщика. Чем больше денег у банка, даже чужих, тем легче ему оперировать ими. И главное, на руках у вас будет документ третьей, так сказать, незаинтересованной стороны в качестве доказательства, что деньги на долевое строительство вы вносили.

Я понимаю, что взносы в кассу предприятия по договорам происходят сплошь и рядом. Но это договоры-однодневки: купили дрова, фанеру, кирпич — деньги в кассу внесли, товар получили. А квартиру строят долгие месяцы, и сами можете потерять приходный ордер, и в самой добросовестной организации может потеряться документ, а в банке след операции сохранится. Так что через банк оно надежнее.

АЛЧНОСТЬ НЕНАСЫТНАЯ

Часто пытаются брошенных дольщиков представить этакими или богатеями, кому деньги надо пристроить, или некими лохами, которые клюнули на дешевое жилье. Это верно лишь на 10 процентов. Кто-то действительно вкладывал деньги в стройку, чтоб обмануть инфляцию. Но лживо утверждение, что клюнули на дешевку. Такие слухи против обманутых дольщиков распускают сами недобросовестные застройщики через продажных писак, через агентов влияния иль некоторые чинуши, чтоб прикрыть свою халатность и недееспособность в смысле надлежащего контроля за застройщиком. Разве цена квадрата в 33 — 37 тысяч рублей в 2008 году была демпинговой? Наоборот, как показали дальнейшие события, она была завышенной!

Выполни Жаров свои обязательства — поимел бы только по смете 20 процентов чистой прибыли, сократи накладные расходы, заложенные в смете, — еще 10 процентов плюсом, а закупай материалы не по максимальной стоимости — еще плюсы к прибыли. Так что свои 30 процентов прибыли Жаров имел бы точно. Но этого показалось ему мало….

ДОЛЬЩИКИ —

ПРО ФОМУ, ЧИНОВНИКИ —

ПРО ЕРЕМУ

Уже к лету 2009 года дольщики поняли, что их крепко обманывают, потому что, выстроив коробку дома, Жаров перевел стройку в вялотекущий процесс. Одновременно получив еще два участка под застройку, дом в Брагине фактически забросил… без крыши.

Дольщики пришли в ужас и принялись писать коллективные письма в мэрию, в прокуратуру — Кировскую, Дзержинскую, областную, в областной департамент по строительству. Весь 2009 год прошел в бесперспективной переписке. Назвать ответы инстанций, полученные дольщиками, отписками, язык не поворачивается. Это еще хуже. В двух-трех ответах  — цитирование закона о долевом строительстве, разъяснения (как будто перед ними малые дети и закон сами не смогли прочитать) о правах дольщиков, в другом письме — издевательское предложение обращаться в суд. Короче, дольщики — про Фому, а инстанции — про Ерему. Дольщики: примите меры и проверьте, куда делись наши деньги. А чиновники ручки в сторону, типа мы не в теме, мы вам разъяснили права — сами разбирайтесь по судам.

Кстати, в одной подконтрольной властям газете журналистка написала: губернатору Вахрукову, мол, приходится разбираться с тяжелым наследием предшественника — этими недобросовестными застройщиками. Только два дома в чистом виде можно отнести  к периоду прежнего губернатора. А все остальное — гнойники настоящего.

Вот и этот дом. Разрешение действительно 2007 года. Но сбор денег дольщиков, основной этап строительства происходили в период действующего главы области. Именно подконтрольный Сергею Вахрукову департамент строительства области и должен был контролировать и ход стройки, и соблюдение СНиПов и

ГОСТов, и сбор денег, и целевое использование денег дольщиков. Но плоховато контролировал.

270 МИЛЛИОНОВ ВЗЯЛ ПОД ОТЧЕТ… ДИРЕКТОР

Прошла зима  — дом в протечках, вода в подвале. Дольщики в тихом шоке. Но продолжают писать. В феврале 2010 года получен смешнейший ответ от департамента строительства: департамент-де намерен обратиться в суд с иском к Жарову и запретить ему привлекать деньги дольщиков… При чем тут подобный иск, деньги же уже полностью собраны на строительство дома, но где они? Только в апреле 2010 года дольщикам представили бухгалтерский баланс застройщика, по которому незавершенного строительства  у Жарова по шести домам (!) и двум гаражным комплексам значилось всего на 373 миллиона рублей. И это при 471 миллионе собранных только с дольщиков одного (!) дома. Что поразительно, ничего до апреля 2010 года против Жарова не было предпринято ни со стороны правоохранительных органов, ни со стороны органов исполнительной власти. Непрофессионалы и те знают, что, если стоит только коробка дома, это около 50 процентов готовности дома. Дом находится не за тридевять земель — глянуть можно. Ведь и глядели, но играли в непонятки.  

Весь 2010 год прошел опять в бесплодной переписке и таких же бесплодных совещаниях. Складывалось впечатление, что бухгалтерские балансы строительных организаций контролирующие органы по строительству читать вовсе не умеют. Но зато умели читать дольщики. Их заинтересовала в балансе ПСК «Квартал» строчка «прочие оборотные активы» — 270 миллионов рублей. Долго добивались дольщики через департамент строительства области расшифровки этого актива. Особенно подчеркиваю: добивались дольщики. Наконец, получили ошеломительный ответ: эта сумма взята лично Жаровым из кассы под отчет и значится подотчетной суммой! Каково?! Единственный случай, наверное, в Ярославле, чтоб директор посмел взять из кассы 270 миллионов под отчет да еще годы не отчитывался. Это известие ввергло дольщиков в шок. И они уже летом усиленно собирают всяческую информацию о Жарове. И без особой надежды на успех вновь пишут письмо в прокуратуру Дзержинского района. Безрезультатно. Тогда пишут в областную прокуратуру…

К тому времени Жаров с дольщиков шести домов и гаражников в двух гаражных комплексах собрал почти 800 миллионов рублей. Выходит, чтоб у нас в России сразу возбудили уголовное дело, надо украсть что-то из ларька, так, на тысчонку-другую… А когда перед тобой почти миллиардер, пусть и рублевый, у кого хочешь рука дрогнет подписать постановление о возбуждении уголовного дела. Так вот в письме, сданном в прокуратуру Ярославской области 24 сентября 2010 года за регистрационным  номером 695, члены инициативной группы Е. Д. Лимов и А. В. Боровков указывают все исчерпывающие факты, по которым уголовное дело должно быть возбуждено: и что с дольщиков был собран 471 миллион — больше, чем стоит дом по смете, и что по бухгалтерским документам даже самого Жарова на все его шесть домов и два гаражных комплекса истрачено всего 392 миллиона. Сообщали дольщики, что в арбитраже инициируются дела по возложению на ПСК «Квартал» каких-то долгов. Но в 2010 году уголовное дело в отношении Жарова так и не было возбуждено.

… Дом в третью зиму остался наполовину без крыши, и  лишь часть окон была застеклена.

ПРЕДВЫБОРНЫЙ 2011-Й

Дольщики вновь начинают засыпать своими заявлениями и письмами правоохранительные органы. Начинается проверка по линии УВД. Но надежды не сбываются. Передо мной копия постановления по отказу в возбуждении уголовного дела в отношении Игоря Жарова от 8 апреля 2011 г. В постановлении записано: «Согласно бухгалтерской отчетности ООО «ПСК «Квартал» Жаров И. А. в 2007 — 2010 гг. получил из кассы ПСК «Квартал» под отчет денежные средства на сумму более 277 млн. рублей. Ни денег, ни отчетных документов на эти денежные средства в ООО «ПСК «Квартал» Жаровым предоставлено не было».

А далее в постановлении записано: «В ходе проверки не установлен умысел директора ООО «ПСК «Квартал» Жарова И. А. на совершение мошеннических действий по безвозмездному противоправному изъятию денежных средств дольщиков».

А потом, 15 апреля 2011 года, как мы помним, на площади Юности был массовый митинг обманутых дольщиков более 12 домов, находящихся в замороженном состоянии. Прошло совещание в верхах, цыкнули из Москвы. Браки совершаются на небесах, уголовные дела возбуждаются, видно, тоже в небесной канцелярии…

И — о, чудо! — не прошло и пяти дней после митинга, как 20 апреля на обращение одного из обманутых дольщиков, Е. Д. Лимова, в приемную президента Российской Федерации пришел ответ от главного федерального инспектора по Ярославской области аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А. С. Киселева буквально следующего содержания: «Уважаемый Евгений Дмитриевич! Ваше обращение в приемную президента Российской Федерации в Ярославской области рассмотрено с участием губернатора, прокурора области и начальника управления МВД России по Ярославской области. Информация по данному вопросу доведена до управления президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.

По вопросам, поставленным в обращении инициативной группой, проведены проверки, по результатам которых УМВД России по Ярославской области 21.04.2011 года (это ничего, что письмо датировано 20 апреля?! — Авт.) возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного вреда без признаков хищения».

Губернатором Ярославской области С. А. Вахруковым проведено совещание, на котором он потребовал от застройщиков, в том числе от ООО «ПСК «Квартал», представить графики завершения строительства на объектах с гарантиями и указанием точной даты сдачи домов, причем проблема должна быть решена к 2012 году. Исполнение решений совещания взято под контроль».

Ага, в аккурат к выборам! То есть уголовное дело против Жарова все же возбуждено. За какие-то 10 дней мнение следователей УВД в отношении поведения Жарова повернулось на 180 градусов. С мая сего года следователь поочередно опрашивает дольщиков, работы по опросам 228 дольщиков по 297 квартирам хватит надолго. Что еще предпринимает следователь, ищет ли он деньги дольщиков, неизвестно. Жаров за 277 миллионов даже не взят под стражу.  Как удивительны в России уголовные дела…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page