О пироге с казенной начинкой и о том, как выходят сухими из воды проштрафившиеся деятели

Сообщение телеканала НТМ было как удар грома: бывший директор областного департамента строительства Константин Устюгов, которого следствие подозревало в причинении ущерба региональному бюджету на сумму в 20 миллионов рублей, не предстанет перед судом! Уголовное дело против бывшего высокопоставленного чиновника закрыли  в связи с истечением срока давности.

ТЕЛЕВИЗИОНЩИКИ, ссылаясь на следствие, констатировали: «В 2007 году департаментом был заключен контракт на полтора миллиарда рублей с московской фирмой «Экономические программы» на оснащение и модернизацию онкологической больницы. В июле 2008 года Устюгов, будучи заместителем директора департамента строительства, зная, что работы не выполнены в полном объеме, подписал акт выполненных работ, на основании которого и происходил расчет по заведомо завышенным ценам. Однако после проведения всех экспертиз статья о злоупотреблении была переквалифицирована в «халатность». В итоге дело было прекращено, так как с момента совершения преступления прошло более двух лет».

Смотрел я этот телесюжет и вспоминал другое уголовное дело, закрытое еще раньше, но по тому же основанию — в связи с истечением срока давности. Напомню коротко, о чем там шла речь. В 2005 году мне пришло  письмо, в котором резко критиковались А. Кустов и М. Коробовская — директор и главный бухгалтер государственного учреждения  «Содействие», основным видом деятельности которого являлось обеспечение продуктами питания и необходимыми материалами организаций социальной сферы, финансируемых за счет бюджета области. В негативном плане упоминалась и куратор «Содействия» — тогдашний заместитель губернатора Ирина Скороходова. Описывалась схема, реализация которой, по мнению авторов письма, наносила ущерб как областному бюджету, так и целому ряду финансируемых из него больниц и других учреждений соцсферы. Мы предложили нашей контрольно-счетной палате провести соответствующую проверку. Ее результаты повергли нас в шок!

Прежде всего ужаснула сложившаяся здесь практика проведения конкурсов. В целом ряде случаев цены госзакупок первоначально коллегиально утверждались конкурсной комиссией, а потом директор Кустов единолично без обоснования  разрешал их повышать! Выигрывали торги с одной ценой, а поставки делали уже по другой, более высокой! Переплата по оценкам контролеров измерялась миллионами казенных рублей по одному полугодию! Закупки без конкурсов делались на десятки миллионов рублей.

Деньги тратили так, что хоть стой, хоть падай. К примеру, средства государственного учреждения (десятки тысяч рублей) шли на оплату обучения начальственных отпрысков. В нарушение Трудового кодекса выделялись они в виде материальной помощи и беспроцентных ссуд. Материальные ценности, порой не связанные с деятельностью госучреждения, приобретались и списывались бесконтрольно, служебный автотранспорт использовался руководством в личных целях.  

Материалы проверки ушли прокурору, и уголовное дело было возбуждено. Когда после проведенного расследования его направили в суд, казалось, что виновные ответят по всей строгости закона. А потом все как бы затихло. Никто не сообщал, чем же закончилось судебное разбирательство. Пришлось направить областному прокурору письмо, в котором просил осветить этот вопрос, чтобы наконец можно было поставить точку. Каково же было мое удивление, когда в полученном ответе прочитал, что в декабре 2007 года Кировский районный суд уголовное дело в отношении директора Кустова по одному из предъявленных обвинений прекратил «за отсутствием состава преступления… в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения». Далее сообщалось, что по другой статье УК РФ «по факту причинения ущерба… бюджету Ярославской области… уголовное дело производством прекращено за истечением сроков давности уголовного преследования» (?!).

То же самое, что и в истории уголовного преследования Устюгова. Не специально ли иной раз ведут разбирательства таким образом, чтобы этот самый срок давности благополучно для кое-кого истек? Основания делать такие предположения нам дает приказ генерального прокурора России Юрия Чайки «О нарушениях законности в работе органов прокуратуры Яро-славской области» от 15 июля 2008 года. Там черным по белому написано: «Прокурор области Зелепукин М. Ю. и его заместители Попов Н. Г., Липатов О. И., Симшин В. И. после дачи согласия на возбуждение уголовных дел (следуют

номера четырех дел —

А. Ц.) в течение длительного времени при доказанности вины обвиняемых многократно принимали преждевременные, противоречивые решения (от трех до семи решений по каждому делу): прекращали дела, отменяли постановления о прекращении и направляли дела на дополнительное расследование, снова прекращали, отменяли решения и продолжали расследование до истечения сроков давности уголовного преследования»…

Когда-то М. Е. Салтыков-Щедрин сказал: «Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях  — пирог с казенной начинкою». Впрочем, Устюгову эти слова сатирика точно не икнутся. Он ведь, как сообщили телевизионщики НТМ в своем сюжете, «сейчас работает в Москве, где под его руководством возводится центр вьетнамской культуры»…

И все это творится под громогласные призывы бороться с коррупцией!

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page