Он стоял у истоков создания двигателей ямз

Мы продолжаем летопись одного из крупнейших предприятий региона — ОАО «Автодизель» Группы ГАЗ. За свою долгую и славную историю коллектив ЯМЗ стал основателем и лидером отечественного дизелестроения. Воссоздать 95-летнюю историю завода, этапы развития производства и судьбы людей — задача не из легких. Мы используем архивные материалы, рассказы очевидцев и участников этой истории.  

Сегодня наш собеседник — ведущий специалист музейно-выставочного комплекса ОАО «Автодизель», бывший главный конструктор предприятия Юрий Григорьевич Субботин. Он рассказывает  о Владимире Рудольфовиче Гальговском, заместителе главного конструктора Ярославского моторного завода, докторе технических наук, профессоре, заслуженном деятеле науки и техники России, который с группой специалистов стоял у истоков создания знаменитых ярославских двигателей.

Еще будучи студентом, Владимир Гальговский отличался особым прилежанием в учебе. Если другие студенты могли себе позволить определенные вольности, то он ставил науку на первое место и так много знал в свои юные годы, что  сокурсники ходили к нему за советом, как к преподавателю.

— Мы впервые его увидели на занятиях, — рассказывает Юрий Григорьевич, — в кирзовых ботинках, в фуфайке, в ушанке. Кстати, и потом он особо за модой не следил, а вот стремление к знаниям, педантичность, точность у него были всегда.

Успешно окончив институт, в августе 1958 года в числе группы специалистов из 28 человек Владимир Гальговский и Юрий Субботин приехали на Ярославский моторный завод, который к этому времени уже был ориентирован на выпуск исключительно дизельных двигателей. Новые задачи потребовали не только значительного расширения производственных площадей, обновления оборудования, но и пополнения основных подразделений предприятия новыми кадрами: конструкторами, испытателями, технологами, высококвалифицированными наладчиками и рабочими. Так что пополнение из выпускников лучших вузов страны было обдуманной необходимостью и мудрым стратегическим шагом руководства ЯМЗ.

К тому времени на предприятии были начаты разработки нового семейства 4-тактных двигателей, которые до сих пор являются основой производственной программы завода и широко применяются в различных отраслях. Одновременно здесь же были созданы оригинальные конструкции топливной аппаратуры (ТА), которые долгое время служили базой для разработки ТА дизельных двигателей последующих поколений.

 Первые опытные образцы 6-цилиндровых двигателей ЯМЗ-236 появились в декабре 1958 года, а 8-цилиндровых ЯМЗ-238 — в октябре 1959 года.

Поскольку Владимир Гальговский отличался особой педантичностью и глубокими знаниями, то сразу пошел в исследовательское подразделение, в экспериментальный цех. Работа и хобби у Владимира Рудольфовича естественным образом совпадали. Даже на отдых, хоть один, хоть с семьей, он брал с собой походный столик и стул и занимался продолжением работы, начатой в кабинете. Выводил формулы, писал статьи, не случайно он вскоре защитил диссертацию, стал кандидатом технических наук — первый из десанта выпускников 58-го года и один из первых в отделе главного конструктора, теперь это инженерно-конструкторский центр «Автодизеля». В основу диссертации да и многих научных статей Гальговского положены были не академические изыскания — его исследования были естественным образом связаны с теми работами, с теми задачами, которые решал завод. В частности, Владимир Рудольфович занимался отработкой рабочего процесса двигателей, а тонкостей в этом вопросе было немало: одновременно со снижением расхода топлива необходимо было обеспечить высокую надежность мотора — словом, весь комплекс вопросов, которые характеризуют совершенство двигателя. Именно Гальговский активно участвовал в создании и доводке первых двигателей, которые начал выпускать «Автодизель» уже  как моторный завод.

— Это было начало 60-х. В создание двигателей, которые мы сейчас выпускаем, — с гордостью вспоминает Юрий Григорьевич Субботин, — наше поколение внесло весомый вклад.

Работами Гальговского пользовались не только на Ярославском моторном заводе — он имел большой авторитет среди двигателистов и бывшего Советского Союза, и России. Владимир Рудольфович тесно сотрудничал и с Харьковским  политехническим институтом, и с МВТУ имени Баумана, где он в 80-х годах защищал докторскую диссертацию, преподавал в Ярославском техническом университете.

— Я присутствовал на его защите в МВТУ, — рассказывает Юрий Григорьевич, — там был весь цвет двигателистов Советского Союза, профессора, доктора наук из многих ведущих вузов страны. Владимир Рудольфович не был оратором, но защищал свою диссертацию блестяще. Ни одного черного шара. Настолько это было интересно и ново, что знаменитые ученые были поражены. Он выводил собственные формулы, выверенные на заводских стендах, апробированные в деле. И этим внес неоценимый вклад в отечественное дизелестроение. Не случайно наши двигатели до сих пор считаются лучшими в стране. Очень хорошую пару они составляли с Юрием Викторовичем Поповым: один исследовал, а другой его идеи воплощал в жизнь. Их работы используются при доводке двигателей в Харькове, на Владимирском тракторном заводе, на КамАЗе, в Рыбинске. Труды Гальговского помогают младшему поколению конструкторов и ныне проектировать двигатели с совершенно новыми показателями.

В 2003 году группа специалистов ЯМЗ, и в их числе заместитель главного конструктора Владимир Рудольфович Гальговский, за разработку и освоение семейства двигателей многоцелевого назначения, отвечающих международным требованиям в части выбросов вредных веществ с отработанными газами, была удостоена Государственной премии России.

Владимир Гальговский не был конструктором, но его разработки реализовывались конструкторами, это были новые идеи, и проектировщикам, в том числе и Юрию Григорьевичу, и пришедшему чуть позже в ОГК Юрию Викторовичу Попову, другим их коллегам, работы хватило на десятилетия вперед. Именно в результате такого тесного содружества в середине 90-х годов в недрах конструкторского отдела зарождалось новое семейство двигателей ЯМЗ-530. Последующее поколение специалистов провело доработку этих двигателей с учетом опыта и тенденций развития мирового дизелестроения на ближайшие десятилетия.

На сегодняшний день  это самые современные российские дизели многоцелевого назначения. Сейчас тестовые партии двигателей семейства ЯМЗ-530 собираются в экспериментальном цехе завода и передаются партнерам для адаптации на выпускаемой ими технике. Уже прошли испытания новых моделей транспортных средств, оснащенные двигателями ЯМЗ-530, в их числе автомобили МАЗ и ГАЗ, автобусы ПАЗ и ЛиАЗ, а также специальная техника. Первую промышленную партию ЯМЗ-530 в рядном четырех- и шестицилиндровом исполнении, доработанных с учетом европейских компетенций, планируется выпустить на заволжской площадке ОАО «Автодизель» через месяц, к 95-летию предприятия. К сожалению, Владимир Рудольфович Гальговский уже не увидит этого нового воплощения своих идей. Два года назад талантливый ученый-экспериментатор ушел из жизни, оставив потомкам свои прогнозы на будущее отечественного дизелестроения.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page