Работаю за горящие глаза

Позади первая половина сентября, постепенно школьники и студенты возвращаются к своему привычному жизненному графику. С трудностями сталкиваются не только учащиеся, но и преподаватели, особенно если это вчерашние выпускники педвузов. Об этом наш разговор с молодым учителем русского языка и литературы Ольгой Минеевой.

-Сейчас считается большой редкостью, если выпускник вуза, особенно педагогического, идет работать по специальности. Новоиспеченные учителя боятся школы как черт ладана. А вы вот не побоялись, Ольга Евгеньевна! Что все-таки заставило вас пойти в школу?

— Я училась на первом курсе магистратуры по направлению «Лингвистическое образование» и уже тогда задумалась о том, где буду работать. Практически все магистранты совмещают учебу с работой. Вот тогда и пришла в голову мысль: а почему бы не связать свою жизнь со сферой образования? Но еще не была уверена в том, что это будет именно школа. Но по воле случая мне поступило предложение из родных пенатов — 58-й школы. Уже второй год работаю здесь!

— Это был действительно душевный порыв?

— Не могу сказать, что я считала профессию педагога своим призванием. Помню, еще на третьем курсе наш преподаватель по педагогике Анна Борисовна говорила нам, что уже на первом уроке начинающий учитель услышит внутренний «звоночек», если педагогика — это  действительно дело всей его жизни. И сейчас с улыбкой вспоминаю свой первый урок. Стою у доски, ученик отвечает на мой вопрос, а я будто не в себе — все жду этого внутреннего «звоночка». Вы не поверите, но я его не услышала до сих пор! Потом завуч нашей школы объяснила мне, что учитель не должен ждать какого-то звонка, знака с небес и прочего. Все оказалось очень просто: учитель приходит в школу, встает у доски и начинает работать.

— Но ведь такая маленькая зарплата… Существует ли какая-то система выплат и поощрений молодым специалистам?

— Молодым специалистам полагается доплата в размере 30 процентов. Я так удивилась, что эти 30 процентов составляют всего 300 рублей! Проценты высчитываются не от оклада, а от минимальной заработной платы (странно, вообще-то минималка сейчас 4611 рублей. — Ред.). Еще полагаются 100 рублей на покупку методических пособий. На самом деле методическая литература обходится приблизительно в 700 рублей. Выплаты молодым специалистам зависят и от статуса школы. В иных городских школах города они могут составлять от 10 до 15 процентов. Существуют также различные гранты, конкурс «Учитель года», который позволяет молодым специалистам (при наличии рекомендаций) показать свое мастерство и получить денежное вознаграждение. К сожалению, идея с  выплатами оказалась богатой на словах и бедной на деле. Если честно, в школе нет возможности много заработать.

— Если школа — это совсем не денежное место,  что привлекает молодые кадры?

— Выпускники вузов приходят в школу в основном из-за какой-то выгоды. Например, совместить работу с учебой в магистратуре или аспирантуре, при этом получить бесценный опыт, хотя это не включается в педагогический стаж. Работающим аспирантам платят ежемесячно по 3000 рублей. Некоторые девушки приходят в школу с расчетом в скором времени уйти в декретный отпуск, а другие — чтобы собственный ребенок был всегда под присмотром.

Но удивительно то, что, приходя за какой-то выгодой, учителя остаются здесь, потому что им начинает это нравиться. Школа затягивает! К детям очень привыкаешь, узнаешь особенности каждого, радуешься, когда находишь индивидуальный подход. Дети не умеют лицемерить, они всегда открыто выражают свое мнение. В плане духовной отдачи, школа — это благодатная земля! Для меня, не только как для учителя, но и просто как для человека, очень важна свобода, а школа мне дает эту свободу. Свобода состоит в разработке заданий, в проведении уроков, свобода — в творчестве. Дети гораздо лучше воспринимают материал, если видят перед собой уверенного и увлеченного человека. В школе остаются только энтузиасты, которые работают не за деньги, а за горящие детские глаза. Как только видишь неподдельный интерес, радость и желание детей сотрудничать, понимаешь, что игра стоит свеч!

— Какие трудности могут

встретиться на пути  молодого педагога?

— Молодым специалистам в первое время придется нелегко. Сложно будет не только влиться в педагогический коллектив, но и найти ключик к каждому ребенку. Много времени занимает подготовка к урокам, очень важно, чтобы урок был не только познавательным, но и интересным!

— А вам трудно было адаптироваться?

— Переход от учебы к работе в школе у меня получился очень плавным. Во-первых, я совмещала учебу и работу, во-вторых, считаю, что у меня были благоприятные условия, ведь я закончила именно эту школу, педагогический коллектив был знаком. Хотя было не все так гладко. Работа учителя требует много времени и усилий, подготовка к урокам очень часто продолжается далеко за полночь, напряжение постоянно растет, и накапливается усталость. Однажды я даже хотела написать заявление об уходе по собственному желанию, но потом увидела на улице свой класс, который практически всем составом бежал ко мне и кричал: «А когда же у нас будет русский язык?» Потом очень удачно прошел урок, и за спиной будто выросли крылья. В школе радуешься даже самой маленькой победе! Вот так мое заявление постоянно и откладывается…

— Как дети относятся к приходу молодых учителей?

— Дети всегда тянутся к чему-то свежему и неизведанному, им интересны новые люди. Они с большим удовольствием работают с молодыми учителями, несмотря на то, что у нас не так много опыта и бывают случаи, когда мы не можем ответить на поставленный вопрос или разрешить проблемную ситуацию.

— Каким, по вашему мнению, должен быть настоящий учитель?

— Прежде всего учитель должен любить детей и быть искренним, ведь ребенок всегда почувствует ложь. Настоящий педагог должен осознавать всю ответственность за свои действия: если ты ставишь ребенку двойку, то ставишь ее не школьнику, а себе. Учитель не должен жалеть времени на подготовку к урокам, ведь все это вернется ему сполна, я не говорю о финансовом вознаграждении. И самое главное, настоящий учитель должен быть энтузиастом! Если лениться, не гореть самой, то не сможешь остаться в школе, школа сама выживет тебя. Для меня примером идеального учителя остается мой классный руководитель — не только замечательный педагог, но и прекрасный человек. Именно она повлияла на мою судьбу!

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page