Вишневый сад

Еще в 1939 году семья Каретниковых получила землю на окраине города Рыбинска. Позже здесь вырос родительский дом. Год от года бывшая окраина становилась городским центром. За это время на земельном участке вырос и зацвел прекрасный вишневый сад. 50 вишневых деревьев до сих пор радуют Галину Каретникову и пятнадцать ее близких родственников своим урожаем.

НО В НЫНЕШНЕМ году городские власти землю с вишневым садом у пенсионерки решили отобрать. В новой России нашлись новые претенденты на сад, где прошло ее детство. Чем не чеховский сюжет, вдруг вернувшийся в жизнь спустя сто с лишним лет после смерти великого писателя и драматурга?

Тщетно Галина Алексан-дровна обивала власт-ные пороги, дошла до Москвы. 14 октября нынешнего года за подписью одного из высокопоставленных чиновников Рыбинской городской администрации в Москву ушел ответ. И он вряд ли порадует пенсионерку и ее многочисленных домочадцев. «Порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, — говорится в нем, — регулируется статьей 30.1 Земельного кодекса РФ и предусматривает равную возможность для всех лиц на приобретение земельного участка. Г. А. Каретникова и Н. В. Коробова (племянница Каретниковой. — Авт.) вправе получить данный земельный участок для строительства жилого дома на общих основаниях». Вот так. Будто бы и не было многолетнего вишневого сада и 72 лет, разделяющих время, с которого данный земельный участок оказался в ведении семьи, с сегодняшним днем. Так что же все-таки произошло?

В моих руках документ, датируемый 1960 годом. Самое обычное свидетельство о праве собственности на дом N 64 по улице Осипенко, выданное на имя Анфисы Павловны Березиной (матери Галины Каретниковой). Документ подтверждает право на собственность на 1/2 дома, доставшуюся ей после смерти мужа. Вторая половина дома, как и положено, тогда перешла детям умершего — Галине Александровне и ее двум сестрам. Позже 4/5 своей наследственной доли три сестры Каретниковы перевели на мать, что не меняет сути происходившего. Земля под домом со дня его постройки, как это часто бывало в Советском Союзе, продолжала находиться в госсобственности. Родственники Каретниковы пользовались ею на правах аренды.

В уже далеком 1981 году дом был утрачен. Родственники нашли себе приют в новостройках, возвысившихся в относительной близости от их родового гнезда. Впрочем, все хозпостройки, стоявшие на участке, остались. Земельный участок, расположенный по адресу: Осипенко, 64 / Огарева, 13, продолжал возделываться. За садом был должный уход. Забор регулярно обновлялся. В полном объеме до сегодняшнего дня вносились и положенные арендные платежи. Регулярно вплоть до мая нынешнего года продлевался и срок аренды участка, который к этому времени после ухода из жизни части родственников был разделен на две равные части между Галиной Александровной Каретниковой и ее племянницей. Впрочем, кормились с него не они одни. В общей сложности сад и огород давали возможность жить сразу шестнадцати родственникам двух женщин-арендаторов.

Тихая безоблачная жизнь вишневого сада начала давать трещину девять лет назад. Именно тогда постановлением главы Рыбинского округа Бориса Степанова находившийся в ведении семьи Каретниковых с 1939 года участок был уже вновь предоставлен Галине Александровне и ее родным «для огородничества без права возведения капитальных строений». Как напишет  осенью нынешнего года в своем ответе в Москву глава Рыбинска Юрий Ласточкин, «земельный участок по вышеуказанному адресу находится в зоне индивидуальной жилой застройки, его назначением является строительство и эксплуатация жилых домов. Предоставление жилых участков для огородничества в зоне индивидуальной жилой застройки является временной мерой, связанной с эффективным использованием земли при отсутствии потенциальных застройщиков».

Еще большую трещину безмятежная жизнь сада дала три года назад. Тогда по соседству обосновался новый жилец, как про него рассказывают, бывший милиционер, а ныне предприниматель, ведающий бизнесом по производству и установке пластиковых окон. Особенно знакомиться с соседями он не стал. Однако однажды, как рассказывает Галина Александровна, прямо в глаза, без обиняков заявил, что на участок Каретниковой и ее племянницы Коробовой он положил глаз.

Так вишневый сад, некогда волновавший сердце купца Лопахина из одноименного чеховского произведения, вновь оказался камнем  преткновения. Разница лишь в том, что земли под нынешним вишневым садом можно использовать не только под дачи, но и под строительство дорогого частного коттеджа, который будет особенно привлекателен из-за своего местоположения — вблизи проспекта Серова, в двадцати пяти метрах от стадиона «Метеор». Вряд ли в городе Рыбинске найдется другой такой же выгодный по расположению участок.

Сам ли новый сосед прокладывал дороги в коридорах городских чиновников, претворяя в жизнь свою идею, или на вишневый сад нашлись другие претенденты — в эти перипетии местной политики Галину Александровну никто не посвящал. Зато пришло письмо из администрации. Цитирую: «В связи с увеличившимся спросом на земельные участки администрацией города Рыбинска принято решение о расторжении договоров аренды с Каретниковой и Коробовой…»

Нынешней весной вишневый сад Галины Каретниковой зацвел для нее в последний раз. Цветов, как рассказывает она, было необычайно много. Порадовали вишневые деревья и прекрасным урожаем. Да таким, что не раз приходилось отлавливать мародеров с трехлитровыми бидончиками, пытавшихся залезть в сад, чтобы поживиться на халяву богатым урожаем. Пока цветы и вишни радовали сердца пенсионерки и ее родных, сад уплывал из их рук. В мае нынешнего года Галине Каретниковой и ее племяннице пришло уведомление о расторжении договора аренды на участок. Срок окончания договора — 1 октября 2011 года. Как было официально заявлено в письме из администрации города, «данные действия соответствуют ст. 610 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает возможность любой из сторон отказаться от договора аренды недвижимого имущества, пре-дупредив об этом другую сторону за три месяца».

Именно так, за три месяца, Галина Каретникова лишилась участка и сада, рядом с которыми прожила семьдесят два из семидесяти трех лет своей непростой жизни.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page