Кожевников не одинок

Материал «Золотого кольца» от 30 сентября 2011 года «Капустники раздора» по поводу конфликта бывшего главного режиссера Рыбинского драматического театра Дениса Кожевникова и директора этого театра Ирины Петровой вызвал немалый резонанс в интернете среди культурной элиты области и даже России, читателей «Золотого кольца».

Видимо, тема театральных преобразований и бунтарей от искусства волнует сегодня многих, и не только сотрудников рыбинского храма Мельпомены. А ситуации, когда директора с чиновничьей хваткой, порой далекие от творчества, пытаются навязывать актерами и режиссерам свои правила игры и при этом считают себя правыми, возникают во многих театрах.     

Большинство мнений в пользу Дениса Кожевникова. Его поддержали некоторые сотрудники рыбинской драмы, актеры Волковского театра, простые зрители, которым небезразлична судьба театра.

«Театральный мир сошел с ума. Какая-то зараза ходит. Сначала Волковский, теперь Рыбинск… Гнать таких чиновников, как Петрова, нужно! Злободневная и актуальная статья», — написал 30 сентября один из гостей сайта. К его словам присоединяются и другие читатели.

) Денис Владимирович действительно талантливый режиссер, очень жаль, что вместо творчества он вынужден ходить по судам, чтобы отстаивать право на работу в театре. Отвратительная история!

) Наверное, статья заказная, но я рад, что ее заказали порядочные люди.

) К сожалению, у нас это нормальная ситуация, когда талантливый человек натыкается на равнодушие чиновников, которые далеки от творчества и душат административными мерами. Приходится бороться за место под солнцем. Не один Кожевников в такой ситуации оказался.

) Я думаю, что здесь проблема глубже, чем рядовой конфликт директора и режиссера. Нельзя творческого человека загонять в административные рамки, и мерило должно быть другим. Это проблема многих театров страны. А то, что Денису пришлось из-за такой же проблемы уходить из других театров, только делает ему честь. Значит, человек занимает определенную гражданскую позицию, стоит на жестких моральных принципах, не потворствует узколобым и толстозадым чиновникам и чиновницам — бюрократам, а хочет заниматься творчеством. Пусть ему повезет.

) Ирина Петровна показывает свою власть — стоять! бояться! — любыми способами. А то, что пролили свет на историю с режиссером Кожевниковым, который не оставил все это без внимания, не дал директору творить беспредел, — памятник ему при жизни. Ведь он не одинок. Ситуаций было много, кому интересно, почитайте газету «Рыбинские известия», там неоднократно в сентябре выходили статьи с участием Петровой. Да, театр переходит в автономное учреждение, финансовые вопросы нужно решать. Но при этом надо учитывать и мнение творческого коллектива, так сказать, добытчиков. Ирина Петровна — талантливый руководитель, но власть сказывается на ней далеко не самым благоприятным образом. Чем больше власти, тем… сами знаете, что с человеком становится. Он хочет еще больше и, когда ему возражают, просто-напросто выгоняет не-угодных. Причем не важно, прав он или нет, возразившего человека все равно выжмут, уж не сомневайтесь.

) Ничего плохого в том, что Денис ездил и в другие театры на постановки, нет. Я тоже работаю в театре. Могу со всей ответственностью сказать: Петрова для театра не самый лучший вариант. Ей бы в клубно-совхозную самодеятельность с ее капустниками и административной напористостью. В деревенских ДК такие работники как раз очень нужны, но в рыбинской драме — нет.  

) Неплохо было бы услышать по этому поводу мнение чиновников из департаментов культуры — областного и рыбинского. Хотя они наверняка будут молчать. Зачем им эти передряги? А может, это кому-то и на руку. Когда люди разобщены, ими легче управлять, как марионетками.

) К сожалению, не институт главных режиссеров потерян — потерян институт театральных директоров. Еще при советской власти было принято хорошего человечка, даже проворовавшегося директора бани, ставить директором театра. Ни тогда, ни сейчас у чиновников от культуры не было понимания, что запись в трудовой книжке «директор» или «менеджер» не является универсальной. Театральный директор — это редкое сочетание многих качеств —

и профессиональных, и человеческих. Вы обратили внимание: главного режиссера приглашают откуда-то, а директор всегда свой, «хороший человечек». Кто победит в конфликте идей?.. Почему главный режиссер должен иметь специальное образование, а директор может оканчивать любой вуз, по любой специальности? Хиреет театр не потому, что в нем нет талантливых людей, а потому, что отношение к нему со стороны  управлений культуры города и области беспардонное… А Кожевников не пропадет, он востребован и будет работать долго и плодотворно. Он творец и отдает всего себя творчеству как на разовых постановках, так и у себя в театре. Петрова без Кожевникова, простите, пустое место.

Справедливости ради отметим, что были отклики и в защиту Ирины Петровой. К примеру, такой:

) Многие тут пишут, что возразившие директору Петровой или несогласные с ее позицией работники просто-напросто вылетают из театра или их выжимают. Это неправда! За полтора года я не припомню ни одного уволенного. Актерский состав прежний, даже пополнился молодыми актерами. Работники художественно-постановочной части тоже на своих местах. Я работаю в театре и могу сказать, что Ирина Петровна строгий руководитель, но справедливый. Она ответственная, исполнительная, всегда держит свое слово и требует этого от других — так ведь это нормально! И никакого беспредела в театре уж точно нет. А что касается Дениса Кожевникова, то он, безусловно, талантливый режиссер, однако ему просто неинтересно работать главным. Ведь никто не вспоминает о том, что он несколько раз подавал заявление на увольнение и, говорят, зарекался работать главным режиссером. И правильно тут пишут: проблема даже не конкретно в фигуре Кожевникова. Как ни прискорбно, институт главных режиссеров в России потерян. В лихие девяностые театр растерял своего зрителя, залы были почти пустые по всей стране, режиссеры стали ездить на разовые постановки. Приехал, отработал — и разовые деньги в кармане. Денис, видимо, привык так работать. Качественно, хорошо, но на разовых постановках. Для него многое было сделано в театре. Петровой тоже есть что рассказать, но, заметьте, администрация театра не выносит конфликт на всеобщее обозрение.

Так или иначе, 14 октября в Рыбинском городском суде под председательством Головина было вынесено решение по делу Дениса Кожевникова. Процесс завершился не в пользу Дениса Владимировича. Его иск удовлетворен лишь частично. Суд отменил приказ МУК «Рыбинский драматический театр» о привлечении Кожевникова к дисциплинарной ответственности за несдачу директору творческого плана, но в удовлетворении остальных требований было отказано. На работе главного режиссера так и не восстановили, зарплату за время вынужденного прогула в размере 193105 рублей, а также плату за спектакль «Волшебное кольцо» он не получит. Доводы представителей администрации театра о том, что Кожевников, будучи главным режиссером, должен был ежедневно находиться в своем театре — в своем кабинете или на репетициях, а не решать рабочие вопросы, пусть даже связанные с подготовкой к будущим постановкам, на стороне, показались суду обоснованными.

С решением  представителей Фемиды Денис Кожевников не согласен. В суд высшей инстанции, в данном случае — областной, подана апелляция. Но даже если Денис Владимирович выиграет дело, он, скорее всего, уедет из Рыбинска. Кому ж приятно возвращаться в коллектив, где однажды сильно обидели! Кроме того, этого талантливого человека уже ждут в других городах России и с удовольствием примут на работу в лучшие театры страны. А рыбинцам, если такое случится, остается только локти кусать. Не зря говорят: что имеем — не храним, потерявши — плачем.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page