Земной рай

В этом доме и вправду все похоже на рай, где тепло и уютно детям,   кошкам  и собакам, куда спешат родственники и соседи, чтобы перемолвиться добрым словом, где улыбчивая хозяйка рада каждому входящему. Жаль вот только, что совсем обветшал этот рай: вот-вот провалятся полы, на честном слове держатся двери и рамы, совсем развалилось крылечко, и безжалостно дымит печь. Если бы случилось чудо… Но чудеса, к сожалению, в нашей жизни случаются редко.

В этом доме и вправду все похоже на рай, где тепло и уютно детям,   кошкам  и собакам, куда спешат родственники и соседи, чтобы перемолвиться добрым словом, где улыбчивая хозяйка рада каждому входящему. Жаль вот только, что совсем обветшал этот рай: вот-вот провалятся полы, на честном слове держатся двери и рамы, совсем развалилось крылечко, и безжалостно дымит печь. Если бы случилось чудо… Но чудеса, к сожалению, в нашей жизни случаются редко.

ДВЕ СУДЬБЫ В ОДНУ СЛИЛИСЬ

Хозяйка этого рая Валентина Васильевна Белова — мать шестерых детей. В их роду традиционно женщины рожали много. Правда, она побила родительский рекорд — у них было пятеро. Да и воспитывать детей матери помогала бабушка Прасковья, потому что сами родители очень много работали. Бабушка, естественно, во внуках души не чаяла, о физических наказаниях в семье даже и речи не велось. Если что и влияло на формирование детских характеров, так это труд. Мама Людмила Яковлевна работала в животноводстве, поэтому девочки росли и взрослели около фермы, часто подменяя мать.

К 80-му году их семья из Первомайского района полностью перебралась на жительство в деревню Починок Пошехонского района. Здесь Валя встретила свою судьбу. Витя был из такой же многодетной семьи, рано потерявший отца и выросший под крылом матери. Их любовь зародилась еще до армии, пережила разлуку и в 1983 году благополучно увенчалась свадьбой. Поселились у Валиной бабушки Поли. А поскольку оба работали в колхозе, Валя — на ферме, а Витя — на тракторе, то колхоз специально для них построил новый щитовой дом, обложенный кирпичом. Семья начала быстро обживаться, завели хозяйство, заработки тогда были хорошие, вскоре в семью пришел привычный для деревни той поры достаток.

ДЕТИ — ЭТО СЧАСТЬЕ

Как и полагается, вскоре Бог наградил их первым сыном. Ему дали имя Игорь, а через три года у них родился второй сын — Женя. Два ребенка — это обычный для многих семей того времени набор, большинство семей на этом и останавливались. Поэтому, когда через восемь лет Валя забеременела Наташей, деревня осудила ее: мол, хватило бы и двоих, чего нищету плодить. Но когда через девять месяцев после Наташи в семье родился Вася, все были просто в шоке, так как никто, даже самые близкие люди, не подозревал о Валиной беременности, потому что она всегда была полненькой, да к тому же до последнего дня выполняла на ферме самую тяжелую работу. Мальчик родился здоровым, сейчас уже вон какой красавец вымахал!

Через десять месяцев Валя вышла на работу. Будила рано утром старших, чтобы смотрели за маленьким. И вот теперь, будто уже на что-то решившись, через три года Валя родила Настю, а еще через пять — Колю. И все время работала, поднимая детей без садика и при минимальной поддержке бабушек.

Всякое случалось, но Господь уберег всех, только вот мужу не дал жизни. Витя умер скоропостижно от сердечного приступа в 2003 году. Старший, Игорь, в это время служил в армии, а младшему, Коле, было всего пять месяцев. Как тут было остаться в уме, как самой не умереть от горя и отчаяния! Поддержали ее в эти горькие дни самые близкие люди. Во-первых, перебралась к ней на постоянное жительство мама Людмила Яковлевна, к тому времени уже тоже овдовевшая. Вернувшись из армии, остался дома Игорь, приняв на свои мужские плечи заботу о многодетной семье.

А ДОМ-ТО СОВСЕМ РАЗВАЛИЛСЯ

Говорят, что беда не ходит одна. Во второй раз посетила беда и дом Вали Беловой. Однажды утром проснулись они от страшного грохота — это обрушилась стена их щитового, обложенного кирпичом дома. Местные горе-каменщики положили кирпич прямо на землю, и поэтому от морозов образовалась сначала трещина, а потом и вся стена рухнула. Счастье, что никто не пострадал, но жить в таком доме стало невозможно, потому что в щели виднелась улица, а сам дом грозил дальнейшим разрушением. Больше всего Валя боялась, что однажды ночью обрушится крыша и их завалит совсем. Стала хлопотать, чтобы помогли с новым жильем. Хотелось перебраться в Кладово, где школа, потому что ребятишкам каждое утро приходилось месить по два километра бездорожья. Ей и помогли — выделили денег ровно столько, чтобы приобрести безгодовый дом, построенный больше ста лет назад, который был когда-то двух­этажным, а потом перестроенным в одноэтажный. Местный «спец» подвел под дом фундамент, чем только расшевелил улежавшиеся старые бревна, сложил, как умел, печь, которая так и дымит с самого первого дня. Но Валя была рада и этому. Соседские девочки помогли сделать нехитрый косметический ремонт, и семья Беловых переехала в «новое» жилье.

Сильно не бедствовали, потому что детям дали пенсии по потере кормильца. Получила такую пенсию и Валя. Плюсом была пенсия бабушки. Кроме того, Валя сохранила корову, а было время, когда держала и двух. И сейчас у нее на дворе полно скота — корова, два теленка, поросенка одного только что зарезала на мясо и уже купила другого.

У Беловых  большой огород, овощей выращивают очень много. Дружной командой они заготавливают сено для скотины, и его хватает на всю зиму. Вспоминается случай, как пришла Валя к председателю просить трактор, чтобы сено привезти. Радовалась, что разрешили, улыбалась: «Грузчики-то у меня — Васька и его друзья…»

Но судьба не обошла их бедой и в новом доме. Людмиле Яковлевне ампутировали ногу…

Вот уже два года, как Людмилы Яковлевны нет.

БУДНИ И ПРАЗДНИКИ

Теперь семья Вали немножко уменьшилась. Встал на ноги и навсегда ушел из дома Игорь. Каждый его приезд для семьи  праздник, Валя спешит перечислить все дела, которые он должен успеть сделать, ребятишкам хочется пообщаться со старшим братом, который сейчас живет в Ярославле, работает на большом заводе. Им же интересно узнать, что и как там.

В этом году после окончания Кладовской школы уехала Наташа, она учится в Рыбинске, получает профессию бухгалтера.

А остальные пока дома. Я спрашиваю Валю о том, что было самым трудным в такой большой семье. Она отвечает: «Собрать детей в школу…» И я понимаю, что имеет она в виду не только материальные трудности, но и нечто другое, те утра, когда надо было их всех разбудить, накормить и отправить, чтобы не опоздали, особенно зимой, когда снега наметало по пояс.

Побывав в доме Беловых, я почувствовала в своей душе ощущение праздника. Я увидела семью, где все счастливы, особенно дети. И вообще, сложилось мнение, что у них работает клуб по интересам. Летом около дома, а зимой прямо в доме. Не только по выходным, но и в послеурочное время в этот дом спешат ребятишки со всей округи. Никому не запрещено здесь бывать, играть, смотреть телевизор. Вырастив и продав теленка, Валя купила детям компьютер. Настя увлекается рисованием, поэтому около нее собираются девочки. А еще она любит фотографировать, у нее свой, отличный от всех взгляд на мир. Она с удовольствием показывала мне распечатанные на принтере «портреты» кошек. И глядя на некоторые, я бы никогда не подумала, что их сделал двенадцатилетний ребенок.

В доме у Вали каждодневные гости — ее родственники. Пришел муж сестры, пришел их сын Ваня, скоро должна прийти и сама сестра Таня. Валя объясняет:

— Далеко им до Починка ходить, вот и обедают у меня, я все равно каждый день пятилитровую кастрюлю варю…

В этом доме не только культ детей, но и культ животных. Около миски с молоком собрались четыре кошки, при этом хозяева мне наперебой объясняли, у которой из кошек удивительно голубые глаза. С кошками дружат три собаки, и если соперничают, то только за любовь маленьких хозяев.

— Откуда они у вас? — удивляюсь я.

— Горе у нас было, умерла собака. Вот нам и дали из Красной Горы Лялю, — улыбается Валя. — А Ляля родила нам Цыбика, такого маленького, что на котенка был похож. А Мухтар — он из Пошехонья. Его там у сестры в ларьке кто-то оставил, вот мы пожалели и взяли к себе, так теперь и зовем Пошехонцем.

Есть и еще один культ в этой семье — это культ книги. Валя считает, что пристрастие к чтению ей досталось от отца. Дети приносят ей книги из сельской библиотеки, зная мамину слабость, и сами с детства пристрастились к чтению, книги привозит и Игорь. Валя выписывает газеты, журналы, покупает много прессы у почтальона.

— Откуда время берешь? — спрашиваю я.

— Бывало, одной рукой ребенка качаю, а в другой — книжка. Захочешь почитать — время всегда найдется…

Уходя, я еще раз оглянулась на дом, в котором нет большого материального достатка, но есть нечто более важное — любовь.

Вот только бы помочь им приобрести другое жилье…

На снимках: Валя с детьми — Настей, Женей и Колей; Настя и Коля с любимыми кошками.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page