Верфь пропала

На днях, находясь в Ростове в командировке, решил полюбоваться капитально отремонтированным зданием центра внешкольной работы. Картинка! Заглянул во двор, где некогда располагалась верфь древнерусских судов, а там груда досок да брошенная на произвол судьбы ладья!

Ни ангара, похожего на эллинг, ни знаменитой беседки в виде рыбы-кита, ни привлекающего туристов туалета в форме бочки — ничего! Словно Мамай прошел. А ведь каких-то пять лет назад о постоянно действующей в древнем Ростове экспозиции «Верфь «Ростовская ладья» не писал только ленивый.

Да что скрывать, я и сам часами просиживал за разговорами с бывшим старшим прапорщиком Павлом Викторовичем Челкаком, своими руками создающим по чертежам IX — X веков древнерусскую ладью. Грек по национальности, Челкак двадцать шесть лет отдал войскам правительственной связи и информации КГБ. В 1994 году приехал в Ростов и вскоре украсил двор своей многоэтажки удивительными резными фигурками. Загорелый поджарый военный пенсионер, расхаживая по верфи босиком, без выходных все лето трудился над парусно-гребным судном «Тур» длиной 13,8 метра и шириной 3,8 метра на 25 человек.

А началось все с того, что два энтузиаста Сергей Актаев и Юрий Саранцев, прогуливаясь по берегу Неро, задумали воссоздать ладью, на которой в XIII веке ходил по озеру ростовский князь Василько. Оттолкнулись от старинной легенды, повествующей о том, как еще отроком  княжич Василько совершил поездку на такой ладье к Александру Поповичу, возглавлявшему ростовскую дружину, и получил от него богатырский меч с пожеланием так же ловко управлять Ростовским княжеством, как он управляет ладьей.

Об этом же рассказывалось и в историческом романе Валерия Замыслова «Ростов Великий»: «Василько рад-радешенек. Еще бы! Впервые он поплывет на княжеской лодии по Неро-озеру. Лодия стояла у причала — нарядная, с причудливым резным драконом на носу, под белыми парусами. Княжича провожал Константин Всеволодович. Он в богатом зеленом кафтане, поверх коего — синее корзно с алым подбоем, застегнутое на правом плече красною запоной с золотыми отводами. У сходней и причала толпился народ, кланялся в пояс князю и княжичу. На лодии сидели в ожидании десяток отроков из младшей дружины и гребцы».

Сергей Актаев, родившись на Азовском море, когда-то помогал рыбакам строить лодки, а затем всерьез увлекся реконструкцией судов, участвовал в строительстве знаменитого российского фрегата «Штандарт», а в Ростов приехал из Питера на День города. Юрий Саранцев, всю жизнь проживший на берегу озера Неро, наоборот, о кораблях никогда не помышлял, но, побывав у приятеля на строительстве петровского «Штандарта», тоже как-то вдруг проникся кораблестроением. Идею поддержала директор центра внешкольной работы, где Юрий Саранцев руководил подростковым клубом «Парус». За работу взялись вместе с десятком ростовских мальчишек. Затем к делу подключился бывший директор музыкальной школы Станислав Борисович Скатерников, взявший на себя хождение по чиновничьим кабинетам и ведение документации.

Нос ладьи «Княжич Василько» украсила голова коня, символизирующая благородство. Ее сделал резчик по дереву Анатолий Асанов. На задних частях бортов появились изображения добрых и злых духов, подразумевающих борьбу добра со злом, над которыми потрудился Александр Коченков. Основной материал для ладьи — ель и сосна плюс шесть с половиной тысяч медных клепок, шпильки из нержавейки. Последний медный гвоздь в обшивку судна, возрожденного под началом некоммерческого партнерства «Наследие Ростова Великого», забил Герой России, космонавт-испытатель Валерий Токарев. И в День города, отмечавшийся в конце августа 2004 года, ладья «Княжич Василько» была спущена на воду. Правда, занявшие в ней места журналисты так и не стронулись с места. По официальной версии, из-за непогоды, а по неофициальной — из-за безуспешных усилий гребцов. На зиму ладью вытащили на верфь. А в ночь на 3 января 2005 года на ладье случился пожар. Сторож, как нарочно, отсутствовал. Дым заметил работник канализационной станции, вышедший ночью покурить.

И все же незначительно пострадавшая ладья была в короткий срок восстановлена. А в августе завершилось строительство новой ладьи — «Алеша Попович». Проект поддержал московский бизнесмен Дмитрий Вадимович Шустиков. Полным ходом пошла реконструкция еще одного парусно-гребного судна под названием «Тур» с винтовым двигателем. В постройку «Тура» было вложено порядка 80 тысяч долларов, плюс 15 тысяч долларов заплатили за японский мотор.

Региональная пресса, словно наперегонки, из года в год сообщала о корабельных чудесах на берегу озера Неро. «В Ростове Великом готовится к спуску на воду ладья «Тур», «прапра… прабабушка» которой бороздила озерные просторы еще в XIII веке, — писала в мае 2008 года одна из областных газет. — Этим событием ростовские корабелы собираются отметить пятый день рождения исторической судоверфи, что расположилась на берегу озера Неро». «Только в Ростове можно увидеть, как строились древнерусские корабли, — писал в июле 2009-го областной еженедельник. — Что посмотреть: возведенное по образу боевой ладьи XII века судно «Тур» возит туристов по озеру Неро».

«Флоту ростовскому — быть! — надрывались пресса, радио и телевидение. — Уникальный туристический проект имеет своей целью воссоздание в Ростове Великом древнерусского мини-флота и постоянно действующей экспозиции «Верфь «Ростовская ладья»…  Приглашаем вас совершить экскурсию на верфь «Ростовская ладья» и прокатиться по озеру на настоящей деревянной ладье. Именно со стороны озера вашему взору откроется величественная панорама Ростова Великого, сохранившего неповторимое очарование древности».

У всех на глазах надувался очередной мыльный пузырь, потому что в планах ростовских мечтателей было построение на озере Неро целой флотилии старинных кораблей. Создание историко-культурного центра, расширение возможностей внешкольного образования за счет развития кузнечного дела, литья, керамики, военно-исторической реконструкции с состязанием лучников на городских валах. А там, глядишь, и развитие анимационного туризма…

… Ладью «Тур» отвезли в подарок Ярославлю. И в канун славного 1150-летия Ростова Великого от верфи «Ростовская ладья», как от сказочного козлика, остались только рожки да ножки.

 На снимках: что было и что стало.

 Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page