О славном муже, зовомом линден

25 января Ярославскому музею-заповеднику исполнилось 147 лет. Дату отметили выставкой «Вруцелето, эмблемат, апофегмат».
ОДНОИМЕННОЕ название носит 400-страничная книга, напечатанная в Италии, в городе Падуе, на средства благотворительного фонда Потанина. Уникальный труд, в котором представлено 114 изданий XVI — XIX веков фонда редких книг, разойдется по мировым музеям и библиотекам. 62 из них цельногравированные, когда на доске резались и гравюра, и текст вместе, и 51 — рукописная.

25 января Ярославскому музею-заповеднику исполнилось 147 лет. Дату отметили выставкой «Вруцелето, эмблемат, апофегмат».

ОДНОИМЕННОЕ название носит 400-страничная книга, напечатанная в Италии, в городе Падуе, на средства благотворительного фонда Потанина. Уникальный труд, в котором представлено 114 изданий XVI — XIX веков фонда редких книг, разойдется по мировым музеям и библиотекам. 62 из них цельногравированные, когда на доске резались и гравюра, и текст вместе, и 51 — рукописная. 10 лет потребовалось доктору искусствоведения Олегу Хромову, чтобы разобрать и атрибутировать коллекцию.

Большинство книг попали в музей в 20-е годы из церквей, монастырей, а также семинарий и древлехранилищ. Часть — от коллекционеров. Особого внимания заслуживает сборная рукопись с 72 гравюрами. И не только потому, что под одним переплетом находятся книжицы, созданные в разное время. В ней можно увидеть изображения рук, испещренных буквами: аз, земля, зело, есть, добро, глаголь, веда. Но это не пособие для хироманта, по рукам наши предки высчитывали дни недели и церковные праздники: «В руце лето — год в руках». «Эмблемат духовный» 1750 года содержал аллегоричные, нравоучительные картинки, «Апофегмат» 1778 года составила Екатерина II для наставления дворянских отпрысков.

Из редкостей — «Апостол толковый» XVI века с гравированной заставкой Феодосия Изографа. Это первый русский гравер на металле, имя которого известно. Сохранилось всего четыре  оттиска работы этого мастера. А лубочную книжицу «Повесть в лицах о славном муже Николае, зовомом Линден, зело полезна» опубликовал в 1915 году купец I гильдии Николай Густавович Линден. В ней он выводил свой род от выходца из Швеции Олафа, якобы приехавшего в Россию при великом князе Василии I.

В течение трех дней в зале «Классика» была развернута печатная мастерская. Мастер-классы  давали пятеро молодых художников-граверов из Москвы.

— Сначала с помощью карандаша и бумаги делается эскиз. Видите, это человечек. Кто-то  рисует ему верхнюю часть лица, кто подбородок, кто брови.

Один мальчуган его в кепку с логотипом «Локомотива» нарядил. Все это можно легко переставить — получится абсолютно другая физиономия. Изображение наносится на линолеум в зеркальном виде, накатывается краска, делается оттиск. Краска специальная, водная, смывается очень легко, не то что раньше типографская, которую оттирали керосином и скипидаром. На видном месте аптечка: перекись водорода, вата. Что делать! Иногда резец соскальзывает. Но порезанный палец для наших терпеливых маленьких художников не помеха, — рассказал один из граверов Сергей.

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page