С дрожью в голосе спросила

15 февраля 2012 года Россия отмечала двадцать первую годовщину вывода советских войск из Афганистана.

Несколько месяцев назад в местном военкомате жительницу Рыбинска, 72-летнюю Валентину Андреевну Залуеву, встретили без особого восторга. Работница военкомата, которую пожилая женщина остановила, чтобы посоветоваться, лишь посочувствовала матери. Сказала:

— Вам это надо? Ну будете за сына получать к пенсии лишние сто рублей. Но ведь для этого надо кучу документов собрать! Да и военная пенсия маленькая. При этом даже не индексируется! Вот если бы ваш сын погиб на той войне или хотя бы умер в родном Рыбинске…

Как бы все сказанное ни звучало кощунственно, женщина, с которой довелось побеседовать Валентине Андреевне, вовсе не желала ей зла. И тем более не проявляла равнодушие. Наоборот, сочувствовала.

Рыбинец Андрей Залуев, о котором его мать беседовала с работницей военкомата, к счастью, на той войне не погиб, хоть и пришел с нее покалеченным. Он родился в 1963 году. В детстве учился в двадцать восьмой рыбинской школе. Активно занимался спортом, особенно лыжами. После школы год отработал на катерозаводе. На том самом «Вымпеле», где всю жизнь трудились его родители. Мать Валентина Андреевна работала кладовщицей. Отец Николай Алексеевич, несмотря на свой преклонный возраст, работает фрезеровщиком до сих пор. За свой труд он награжден орденом Трудового Красного Знамени и двумя орденами Славы.

Спустя год после окончания школы их сын Андрей Залуев поступает в Рязанское военное воздушно-десантное училище. В 1985 году, по его окончании, молодой офицер ненадолго заехал в родной Рыбинск к родителям.

— Мама, меня в Монголию отправляют. Как ты на это смотришь? — спросил он. Почувствовав неладное, Валентина Андреевна с дрожью в голосе лишь спросила: «Это Афганистан?»

Андрей не стал спорить. Однако разговор прекратил, невольно отведя взгляд в сторону. Спустя два месяца часть была отправлена в Афганистан.

Мама, я пишу тебе письмо,

Может быть, корявое, смешное,

Но я не могу писать иное,

Ведь я здесь — и строгий,

и прямой.

Здесь я напишу две строчки

утешенья,

Мягкие, как волосы твои,

И ни слова про мои лишенья,

Хоть, быть может, иногда и есть

 они!

Эти строки сын писал матери с той войны. Не всегда складные и не всегда строго выдержанные в рамках искусства стихосложения, однако это стихи. И стихи, звучавшие из самого сердца.

Нелегкую воинскую лямку под пулями душманов рыбинский десантник тянул в братской республике два года. В 1987 году написал родителям короткое письмо. Сообщил, что помнит: у них 6 октября серебряная свадьба. Обещал обязательно приехать и поздравить. Однако свое обещание не выполнил. Позже мать узнала почему. Только в декабре ей сообщили, что сын тяжело ранен.

… Медицинское заключение, позже выданное Андрею Залуеву в костромской медико-социальной экспертизе (бывшая ВТЭК), пестрит множеством специальных терминов. Резюмируя результаты врачебного исследования, можно сказать, что на офицере-десантнике после минно-взрывного ранения, полученного близ афганского города Газни, почти и места живого не осталось. Залуев был признан инвалидом войны, но продолжал служить. Сначала заместителем военкома в поселке городского типа Кадый, что в Костромской области. Позже уже военкомом в Солигаличе, что также на Костромской земле. И даже уволившись из рядов Вооруженных сил по состоянию здоровья — последствия ранения давали о себе знать до конца жизни, — Залуев не оставлял службу совсем. Он продолжал начатое дело, помогая бывшим сослуживцам, работая в общественных организациях, объединяющих бывших воинов-афганцев. Уже после ранения Андрей женился. Любопытный факт: чтобы понравиться своей избраннице, он сумел отказаться от костылей, которыми был вынужден пользоваться после ранения. Их сменила менее приметная палка.

У него родилось трое детей. В этом смысле жизнь состоялась. Увы, была она недолгой. В 2007 году Андрей Залуев умер. Случилось это в день очередного юбилея свадьбы его родителей. Вместо празднования 45-летия совместной жизни им пришлось надевать траур.

Медики позже написали, что невозможно доказать, что хроническое заболевание, которое возникло и развивалось у майора Андрея Залуева после 2002 года, напрямую связано с тяжелым ранением, полученным им во время службы в Афганистане. То, что офицер официально признан инвалидом войны, при этом роли не играет.

Родители, вырастившие и воспитавшие для Вооруженных сил прекрасного сына, так и не получали от Родины никакой, даже символической благодарности.

На снимке: Андрей Залуев с молодой женой. Снимок сделан чуть менее четверти века назад, после выписки из военного госпиталя.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page