Крест на стадионе

Главный сдаточный объект ростовского 1150-летия — стадион «Спартак» расширяется не по дням, а по часам. В конце апреля он располагался в привычных рамках. А в начале июня высокий металлический забор навсегда перегородил протоптанную не одним поколением горожан дорожку от улицы Октябрьской к кинотеатру «Юбилейный».

Главный сдаточный объект ростовского 1150-летия — стадион «Спартак» расширяется не по дням, а по часам. В конце апреля он располагался в привычных рамках. А в начале июня высокий металлический забор навсегда перегородил протоптанную не одним поколением горожан дорожку от улицы Октябрьской к кинотеатру «Юбилейный». И это неудивительно: на реконструкцию стадиона по планам юбилейных мероприятий заложен не один десяток миллионов рублей!

ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА

Но попасть на стадион простым смертным невозможно. И прежняя его часть, и оттяпанная за последние месяцы огорожены высоким металлическим забором. И приходится признавать, что пока только этот забор и имеет на юбилейном объекте хоть какую-то завершенность.

Поверить в то, что через два с небольшим месяца строители сдадут под ключ трибуны на три тысячи зрителей, под которыми расположится физкультурно-оздоровительный комплекс с залами для занятий классической борьбой, теннисом и спортивными танцами, невозможно. Даже губернатор области Сергей Ястребов, побывавший на объекте, усомнился, что к 20 августа его введут в строй, и пообещал, что во время поездок в столицу будет заезжать на стадион и проверять его готовность.

В отличие от губернатора обычным жителям города проконтролировать то, что происходит на стадионе, невозможно. По слухам же, творится там нечто страшное. Техника строителей ездит прямо по человеческим костям старинного кладбища, которое за счет расширения границ стадиона оказалось на их пути.

Убедиться в обратном автору этих строк не дали. Это только с высоких трибун говорят о создании гражданского общества. Как только дело доходит до, казалось бы, пустякового осмотра журналистом хода строительства, не помогают ни служебное удостоверение, ни корочки Союза журналистов России, ни даже встреча с мэром города, который дает пропуска на проход за забор.

Юрий Александрович Бойко посчитал, что нагнетать страсти вокруг стадиона ни к чему, а то, мол, начнутся разные проверки и этот единственный реальный сдаточный объект к юбилею города окажется недостроенным.

ЗАБЕГИ НА КОСТЯХ

Председатель районного отделения общества охраны памятников истории и культуры Анатолий Ефимович Зайцев, в свое время активно боровшийся против сноса в Ростове Конюшенного двора и строительства АЭС под Борисоглебским, не понимает, как можно прокладывать на территории старинного кладбища беговую дорожку. Он вообще сторонник возрождения снесенного здесь в тридцатые годы храма Всех святых. Почему-то в столице на месте открытого плавательного бассейна «Москва» смогли восстановить храм Христа Спасителя. А чем хуже Ростов?

Первая церковь здесь была построена в 1287 году преподобным Петром, царевичем Ордынским. Каменный храм Всех святых появился в Ростове в 1766 году на деньги прихожан. В 1821 году на средства купца А. Маракуева была возведена колокольня. Всехсвятский храм был одним из любимых у ростовцев. Золоченый шпиль его колокольни был виден издалека и напоминал шпиль Петропавловской колокольни в Петербурге, чем горожане очень гордились. Может быть, именно поэтому в 1930-х годах его и взорвали одним из первых.

Инициативной группе горожан, решившей организовать приход Всех-святского храма, на днях с разрешения мэра города все же удалось попасть на стадион и установить памятный крест и помолиться на месте взорванной церкви.

— Я смотрел план, — говорит Анатолий Зайцев. — По территории бывшего кладбища как раз пройдет беговая дорожка. Ну давайте веселиться и бегать по костям!

УРОКИ ИЗ ПРОШЛОГО

В том, что всякое святотатство в конечном счете наказуемо, жителей города убеждать не нужно. Старожилы, в отличие от приезжих и молодых руководителей города, хорошо помнят, как во время празднования 1125-летия Ростова на стадионе рухнула одна из трибун.

А для тех, кто не знает, напомним. Вот как о случившемся рассказывал член Союза писателей СССР Валерий Замыслов на страницах ростовской районной газеты «Путь к коммунизму» в публикации «Что произошло на стадионе» (N 139 от 26 августа 1987 года):

Только что мне позвонили из Ярославля, спрашивают: правда, что в Ростове погибло 500 человек? А затем последовал звонок из Петровска. Там тоже называют трехзначную цифру.

Так что же произошло 23 августа на ростовском стадионе? Где-то около двенадцати часов, в самый разгар празднования, внезапно затрещала правая часть восточной трибуны и в считанные секунды рухнула. (Автор этих строк непосредственный очевидец события).

По предварительным данным, пострадало около 30 человек, пятеро госпитализированы.

Скажем честно: ЧП случилось из-за преступной халатности. Многие ростовцы спрашивают: почему такое могло произойти, почему так небрежно и халатно отнеслись к подготовке юбилейного торжества на стадионе, почему никто не удосужился проверить внутренние крепления деревянных конструкций; почему, наконец, не был составлен акт по приемке стадиона к празднованию? Оказывается, лишь за два дня до юбилея на стадион пришли плотники и будто на смех заменили пять дощечек сидений.

Кто ответит за разгильдяйство и безответственность?

Ростовцы ждут от городских властей ответа. Преступная халатность должна быть наказана.

Двадцать пять лет прошло, а ничего не меняется.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page