Суперджет 100 под угрозой

Доклад Счетной палаты РФ, опубликованный на днях на ее официальном сайте, не на шутку встревожил в последние дни жителей Рыбинска. Анализ Счетной палаты прежде всего коснулся участия рыбинского авиамоторного предприятия в проекте создания первого в новой России отечественного самолета «Суперджет 100».

Компании «Гражданские самолеты Сухого» и НПО «Сатурн», совместно участвующие в проекте, инвестировали значительный объем собственных и привлеченных средств, пишут аудиторы, теперь у них нет необходимых денег для серийного производства, а размер долгового портфеля не позволит им привлечь новые займы.

Бюджетное финансирование «Суперджета» (самолет собирают «Гражданские самолеты Сухого») и двигателей для него Sam-146 (НПО «Сатурн») в 2003 — 2010 гг. составило 16,9 млрд. рублей по 15 государственным контрактам, пишет Счетная палата (отчет опубликован на ее сайте), а из внебюджетных источников разработчики привлекли 27,1 млрд. рублей.

Счетная палата сетует, что государство не исполняет своих обязательств по финансированию серийного производства и послепродажного обслуживания двигателей Sam-146: по плану должно было быть выделено 8,4 млрд. рублей, а выделено 3,4 млрд. Поэтому «Сатурн» в 2011 году не смог наладить поставку двигателей (план — 150 штук к 2014 г.) для «Суперджета 100», что ставит под угрозу программу продаж самолетов.

Тем временем из информации, опубликованной на сайте НПО, следует, что государство проведет дополнительную эмиссию акций «Сатурна» на 7 млрд. рублей. Однако задержка в поставке двигателей уже привела к потере конкурентных преимуществ, констатирует Счетная палата, а если инвестиции и дальше будут задерживаться, проект придется и вовсе свернуть. Стоит отметить, что применительно к первоначальным планам самолет опоздал к заказчикам почти на три года.

Примечателен и другой факт. В то время, пока рыбинское предприятие активно участвует в проекте по созданию самолета «Суперджет 100», медленно, но верно сокращался его коллектив. Например, численность персонала НПО «Сатурн» на 1 января 2006 года составляла 17,9 тыс. человек. В настоящее время на всем НПО (с учетом подразделений в Москве, Петербурге и Перми) трудятся около 12 тысяч человек. Десять из них работают непосредственно в Рыбинске. А значит, с учетом семей сотрудников развитие ситуации на предприятии напрямую влияет на будущее каждого пятого жителя второго по величине города области, где в целом сегодня проживает чуть менее двухсот тысяч человек.

С самого предприятия по фактам, обнародованным Счет-ной палатой РФ, официальных комментариев пока не поступало. В то же время эксперты прогнозируют, что Индонезия, а также ряд других стран Юго-Восточной Азии в ближайшем будущем могут стать крупнейшим рынком для сбыта «Суперджета 100», поскольку сейчас в регионе наблюдается бум бюджетных авиаперевозчиков, которым нужны сотни новых самолетов. Однако сбудется ли этот прогноз, особенно после трагической гибели 9 мая нынешнего года одного из первых самолетов типа «Суперджет 100» в Индонезии, на сегодня можно лишь предполагать. Вместе с тем, как изначально заявляли разработчики, говорить об окупаемости проекта можно будет лишь в том случае, если будет продано не менее 200 машин.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page