Осталось покорить небо

65-летний пенсионер Александр Данилович Зданович из села Курба Ярославского района построил в собственном сарае… автожир!
ВСЮ жизнь, сколько себя помнит, он что-то строил, изобретал. В детстве это были радиоприемники. И кинопроекторами Александр активно интересовался, окончил переславское училище, став киномехаником. Немало времени отработал в сельских клубах.
Всегда, говорит, чертежи в голове роились, словно у Леонардо да Винчи.

65-летний пенсионер Александр Данилович Зданович из села Курба Ярославского района построил в собственном сарае… автожир!

ВСЮ жизнь, сколько себя помнит, он что-то строил, изобретал. В детстве это были радиоприемники. И кинопроекторами Александр активно интересовался, окончил переславское училище, став киномехаником. Немало времени отработал в сельских клубах.

Всегда, говорит, чертежи в голове роились, словно у Леонардо да Винчи. Первым большим творением, где-то лет в 25, стал самодельный трактор, материал для которого был собран на свалке металлолома. После воплотил в жизнь аэросани, использовав двигатель с мотоцикла Иж. Затем вездеход-пневматик на камерах, где к раме от мотоцикла крепились части сельхозтехники.

Долгое время, до самой пенсии, Зданович работал в мастерской сов-

хоза «Курба». И кузнецом был, и токарем, и слесарем — благо на все руки мастером родился.

Александр Данилович влюблен в безбрежный «пятый океан». Землю уже покорил, осталось покорить и небо! Вот и задумал создать свой автожир. Говорит, что раньше такие аппараты назывались «геликоптеры», их проектировал сам Сикорский. Принцип полета как у детских вертолетиков, когда крутишь веревку и они в небо взлетают. Автожир можно назвать дальним родственником вертолета. Он поднимается в воздух за счет подъемной силы, которую создают лопасти несущего винта, они же заменяют ему крылья. Однако ротор автожира не связан с двигателем и вращается под воздействием набегающего потока воздуха. Аппарат без использования двигателя способен плавно спарашютировать и вертикально приземлиться на небольшой участок земли.

Его необычным названием мы обязаны испанскому конструктору Хуану де ла Сиерве, соединившему два греческих слова — «сам» и «вращение». В 1919 году, претерпев серию неудач в испытании самолетов-бомбардировщиков, он всерьез задумался о создании летательного аппарата, который бы не сваливался в штопор при отказе двигателя. Он, внимательно изучив явления авторотации, решил заменить крыло самолета на самовращающийся винт. Так впервые появился самолет со срезанными крыльями и тянущим пропеллером, к фюзеляжу которого был прикреплен несущий винт, вращающийся под действием встречных потоков воздуха. В дальнейшем именно наработки Сиервы проложили путь к созданию вертолета. Позаимствованные у автожира эффект авторотации и шарнирная подвеска лопастей не позволяли машине стремительно падать при отключенном двигателе.

Увидев один из первых автожиров Хуана де ла Сиервы, Томас Эдисон заметил: «Эти машины отвечают нуждам авиации и запросам тех людей, которые всегда хотели летать, но побаивались. Мне кажется, это самый большой шаг вперед со времени братьев Райт».

В конце 20-х годов прошлого столетия автожиры использовались для доставки почты в труднодоступные районы и перевозки людей, а также для обработки полей ядохимикатами с воздуха. И в военное время аппарат был очень востребован. Впервые боевой автожир А-7бис был применен в Советско-финской войне для тяжелой артиллерии в качестве корректировщика огня. С 1942 года А-7 активно использовался для доставки грузов партизанам, проведения ночных операций и поддержки диверсионных групп в ближнем тылу врага.

Автожир Зданович пока сделал в буксировочном варианте — без двигателя, уж очень последний дорог. Буксироваться автожир будет автомобилем, высота полета — от 10 до 50 метров в зависимости от троса. Мощные колеса взял от старого мотороллера «Вятка», использовал также дюралевые трубы, фюзеляжную палку, автомат перекоса несущего винта с тягами. Очень сложно было сделать лопасти — в основном они состоят из дерева, но включают в себя еще массу компонентов.

Автожир Здановича готов к испытаниям, но пока погода не позволяет их провести. Нужен ветер 10 — 12 метров в секунду. Испытательный полет состоится в конце августа, когда погода изменится и огородные заботы на спад пойдут, сообщает изобретатель.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page