Крах инженера дыренкова

Среди выдающихся уроженцев Ярославской земли имя Николая Ивановича Дыренкова мало кому известно. Оно и понятно: в 1937 году он был расстрелян, а память о нем стиралась всевозможными способами. Однако, несмотря на это, Николай Дыренков сумел войти в отечественную историю как пионер советского танкостроения, автор и разработчик более пятидесяти проектов танков, бронемашин и бронемотовозок.

В ПОДВАЛЕ НЕМЕЦКОЙ КИРХИ

Николай Дыренков родился 12 апреля 1893 года в простой крестьянской семье в деревне Малая Режа Мологского уезда Ярославской губернии. Эта деревня, как и большая часть Мологского края, сегодня покоится на дне Рыбинского водохранилища. Семья жила бедно, и потому  отец Иван Алексеевич устроился рабочим на завод купца Аксенова в Песочном под Рыбинском. Сначала работал глинотопом — месил глину, а потом гончаром, но, отработав десять лет, по состоянию здоровья был вынужден уволиться. Устроился работать сторожем в немецкую кирху в Рыбинске. За работу он получал всего лишь десятирублевое жалованье, но главной ценностью была квартира в подвальном помещении кирхи. Это дало ему возможность выучить сына Николая.

В 1904 году Николай Дыренков переехал в Рыбинск. За время проживания в церковной квартире он сумел окончить сначала Рыбинское второе начальное училище, потом Карякинское училище и ремесленную школу при механико-техническом училище. Все свои силы Николай Дыренков прилагал к изучению технических наук, к которым имел тягу, любовь и способности. За отличную учебу ему была предоставлена возможность получить высшее образование в Петербурге, но началась Первая мировая война, а потом и революция, нарушившие планы юного гения.

ОЦЕНИЛ САМ ЛЕНИН

В 1917 году неравнодушный к происходящему в стране Дыренков оказался в Петрограде и стал активным участником октябрьских событий. Пришедшие к власти большевики оценили его технические познания и назначили исполняющим обязанности начальника воздушной обороны Петрограда. Почему именно эта должность была дана молодому и не имеющему высшего образования Дыренкову —

неизвестно. Однако в Петрограде Николай Иванович пробыл недолго, вскоре он возвратился в Рыбинск, где исполком горсовета поручил ему, как преданному делу революции человеку, создание совета народного хозяйства. А было ему тогда всего 25 лет.

В середине апреля 1918 года Дыренков выступил в Москве с отчетом о создании Рыбинского совета народного хозяйства. Он рассказал о его работе и изложил план восстановления и развития местной промышленности. Выступление Дыренкова на вечернем заседании 15 апреля состоялось в присутствии В. И. Ленина.  Его заинтересовал толковый управленец из провинции, и потому Ильич еще дважды индивидуально принимал его — 18 и 20 апреля. Доподлинно известно, что после этих встреч Ленин тогда написал письмо следующего содержания: «Рассказ т. Дыренкова о принимаемых им в Рыбинске мерах к поднятию трудовой дисциплины, о поддержке их рабочими показал мне, что рыбинские товарищи берутся за решение самых важных и неотложных задач текущего времени правильно, и я прошу представителей советской власти и рабочих организаций г. Рыбинска принять от меня пожелания еще более энергично работать и достигнуть наилучших успехов на этом поприще.

Председатель СНК Владимир Ульянов (Ленин)».

Долгие годы часть этого письма красовалась на главной доске почета Рыбинска на Юбилейной площади в заметно укороченном виде: «Рыбинские товарищи берутся за решение самых важных и самых неотложных задач текущего времени правильно. В. И. Ульянов (Ленин)».

НОВАЯ ЖИЗНЬ

Активная деятельность 25-летнего управляющего Рыбинского совнархоза нравилась не всем. Например, главе рыбинского нефтяного комитета, который направил в Москву письмо с жалобой на вмешательство в его дела инженера Николая Дыренкова. Из Москвы пришел тогда грозный ответ о недопустимости вмешательства местного совнархоза в дела нефтяного комитета. Таких случаев было несколько. Но Дыренков всегда стоял на своем, доказывая свою правоту и бескомпромиссность, которая умножала число его противников. И потому в конце 1918 года он вынужденно покинул Рыбинск. Незадолго до своего отъезда из города, 21 сентября 1918 года,  Николай Иванович женился на Надежде Николаевне Ивановой, девушке из рабочей семьи.  

Из Рыбинска вместе с супругой Дыренков пере-ехал на Нижнюю Волку, где устроился инженером на Ижорском заводе. Десять лет он работал простым инженером. В 1928 году для народного комиссариата здравоохранения Украины он спроектировал и построил железнодорожный автовагон с двигателем внутреннего сгорания. За год этот санитарный вагон успешно прошел 6,5 тысячи километров.

Вдохновленный успехом своего детища, 5 октября 1929 года Дыренков направил в Революционный военный совет СССР письмо с предложением построить средний колесно-гусеничный танк собственной конструкции и 18 ноября сделал перед военными представителями доклад на эту тему. Военное начальство его проект одобрило и  приняло решение о постройке машины на заводе под руководством Дыренкова. Ему в помощь выделили чертежников и инженеров. Однако дело встало из-за отсутствия на заводе необходимого оборудования и материалов для постройки танка.

Но неутомимый изобретатель не мог сидеть без дела и начал работы по изготовлению сварных бронекорпусов для танков, а также предложил проекты бронированных тракторов и колесной танкетки, что получило признание «наверху».

ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ДЫРЕНКОВА

Начальство управления моторизации и механизации Рабоче-крестьянской Красной армии оценило инженерные и организаторские способности Николая Дыренкова, и 29 октября 1930 года под его руководством было сформировано Опытно-конструкторское и испытательное бюро. Начальник управления механизации РККА

И. А. Халепский в своем распоряжении не только поручил Дыренкову проектирование бронеавтомобилей, но и предложил «взять под свое наблюдение и руководство бронирование всех опытных образцов и массовой продукции по бронированным машинам. Военпреды т. Шаров и т. Жуков обязаны оказывать вам всяческое содействие». В качестве основы для бронирования Халепский рекомендовал Дыренкову использовать шасси американских автомобилей «Мореланд» и «Форд Тимкен».

Вскоре Николай Иванович представил научно-техническому комитету управления механизации образцы двух средних бронеавтомобилей. Один из них управление забраковало, признав тяжелое и неповоротливое шасси «Мореланд» непригодным для бронирования. Нашли они много недостатков и у второй машины, построенной на шасси «Форд Тимкен», но с учетом доработок предложили выпустить небольшую их партию.

И ТРАНСМИССИЯ ПОДВЕЛА, И БРОНЯ ТЯЖЕЛОВАТА

Летом 1931 года опытно-конструкторское бюро под началом Дыренкова переехало на территорию Московского железнодорожного ремонтного завода в подмосковное Люблино. Этот завод должен был выполнить сборку партии бронеавтомобилей на шасси «Форд Тимкен», но оказалось, что технология сборки и сварки не подходит для серийного производства, и Дыренкову пришлось не только переработать конструкцию бронированного корпуса, но и самому участвовать в варке брони на Мариупольском заводе. В начале 1933 года завод приступил к сборке и изготовил 13 бронемашин, которые сразу же были отправлены в войска.

Одновременно с работами по бронированию средней техники Дыренков претворял в жизнь разработку легких бронемашин для разведки и связи. Он разработал бронированную разведывательную «колесную танкетку» «Форд-А», проект которой был одобрен РККА и запущено серийное производство.

В результате на легковом шасси «Форд-А» был сконструирован разведывательный двухместный бронеавтомобиль при одном действующем пулемете, одном запасном и четырех огневых точках, который получил обозначение Д-8. На таком же шасси при таком же вооружении, но с несколько удлиненным кузовом и добавленной установкой стандартной зенитной авиа-

турели разработана модификация Д-12. Как водится, первые разработки имели много недостатков, которые Дыренкову пришлось устранять в ходе серийного строительства. По некоторым данным, было изготовлено 60 машин этого класса. Примечательно, что относительно небольшая масса Д-8 привлекла внимание к этой машине авиаторов, которые использовали ее при десантировании.

В те же годы ОКБ Дыренкова развернуло активную работу по проектированию нового танка, получившего обозначение Д-4. Эта машина могла переходить с гусеничного хода на колесный, подниматься на железнодорожные пути и двигаться по ним, как бронированная дрезина, а также имела оборудование для подводного хода. Но механизмы перехода с гусениц на колеса, железнодорожные скаты и оборудование для подводного хода настолько увеличили массу танка, что он с трудом мог передвигаться на колесах даже по бетонному полу заводского цеха. Впрочем, и на гусеницах он двигался не лучше из-за неудачной конструкции трансмиссии, которая постоянно ломалась. Из-за всего этого, а также из-за малой мощности двигателей, а лучших в те годы еще не производилось, нельзя было добиться заявленной скорости танка. Можно было снизить массу за счет снижения толщины стальных листов, но в те годы не умели выплавлять достаточно прочную броню.

Очевидно, Дыренков решил сделать новую конструкцию, чем дорабатывать неудачную машину, и приступил к постройке нового танка Д-5. Однако вскоре эту разработку запретили. После его обращения за содействием к Тухачевскому запрет был снят, но 1 ноября 1932 года управление моторизации и механизации РККА распорядилось расформировать ОКБ Дыренкова. То есть военные отказались от услуг Николая Ивановича.

Но труды его не прошли даром. Часть Красной армии, укомплектованная броневиками Д-8, принимала участие в зимней вой-не с Финляндией. Некоторое количество этих бронеавтомобилей было захвачено противником и после восстановления использовалось в финской армии до 1943 года. А двухэтажная автомотриса, построенная им в 1934 — 1935 годах, использовалась на перевозке пассажиров на участке Щелково-Монино Северной железной дороги вплоть до ее электрификации в 1950-е годы. И это только некоторые факты использования разработок Николая Дыренкова.   

За два года существования КБ мологжанин Николай Дыренков спроектировал более 50 боевых различных машин: танки, бронеавтомобили, мотоброневагоны, бронедрезины, вездеходы, танковые башни, коробки перемены передач — и даже разработал танковую броню марки «Д». Причем более двадцати его машин были воплощены в металле! Очевидно, какую-то часть технических новшеств этих разработок впоследствии  использовали при проектировании конструкторы более совершенных машин.

ПРОВАЛ ТАНКОСТРОИТЕЛЯ-САМОУЧКИ

Современные инженеры склонны относить конструкторские неудачи Дыренкова к неумению делать самостоятельно расчеты, поскольку высшего образования он не имел. Но в КБ он был не один, и расчеты могли выполнять другие специалисты. Наверное, ему не стоило браться за воплощение в жизнь завышенных требований к технике. В частности, неудачной оказалась разработка универсального танка Т-4, имеющего колесный, гусеничный, железнодорожный и подводный ходы. Естественно, добавление количества тяжелых приводных устройств намного увеличило массу бронемашины. И наконец, появление его провальных конструкций, да и не только его, являлось следствием несовершенства большинства узлов моторизованной техники. Однако его машины, несмотря на недостатки, брали на вооружение по той простой причине, что иных разработок тогда еще не было. И только изучение всех недочетов в условиях эксплуатации позволило конструкторам накопить те ценные знания, на базе которых перед Второй мировой войной была создана более совершенная техника.  

После танкостроительных неудач Николай Дыренков был уволен со всех постов. О его последующей жизни мало что известно. Есть только скупые сведения в расстрельных списках «Коммунарки». Проживающий в Москве, в доме N 51 на Метростроевской улице инженер Дыренков 13 октября 1937 года арестован,

9 декабря того же года обвинен за «участие в диверсионно-террористической деятельности», за что приговорен к высшей мере наказания — расстрелу на полигоне «Коммунарка». Приговор был исполнен в тот же день. Его супругу  Надежду Николаевну обвинили

4 января 1938 года как члена семьи изменника Родины и приговорили к восьми годам исправительно-трудовых лагерей.

Лишь в декабре 1956 года семью Дыренковых реабилитировали.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page