Есть такое слово — демиург

5 — 7 октября в Волгограде состоялся общероссийский Форум региональных СМИ «Новая Медиа Россия». В нем приняли участие ведущие эксперты, представители федеральных СМИ, около 150 главных редакторов и журналистов из 43 регионов страны. Давно такого масштабного события, да еще в российской провинции, не случалось.
НО ВНАЧАЛЕ не о форуме. Волгоград все еще не может отойти от эйфории, что попал в число 11 городов, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 года.

5 — 7 октября в Волгограде состоялся общероссийский Форум региональных СМИ «Новая Медиа Россия». В нем приняли участие ведущие эксперты, представители федеральных СМИ, около 150 главных редакторов и журналистов из 43 регионов страны. Давно такого масштабного события, да еще в российской провинции, не случалось.

НО ВНАЧАЛЕ не о форуме. Волгоград все еще не может отойти от эйфории, что попал в число 11 городов, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 года. Все местные СМИ переполнены восторгами по этому поводу. Город ведь, по мнению самих волгоградцев, совершенно не готов к этому событию. Об этом можно судить и по тем наполеоновским планам, о которых вещают те же СМИ: построить новый аэропорт международного статуса с пропускной способностью 9 тысяч человек, новый причал речного  вокзала, реконструировать железнодорожный вокзал. Кроме того, надо построить совершенно новый стадион на 45 тысяч мест, нынешний «Центральный» в разрухе. Помимо этого в городе должно появиться 15 (?! — значит, с ними вообще напряженка) отелей различных категорий. Плюс фан-зона, плюс дороги, плюс современный общественный транспорт. И много еще чего. В общем, понятно, что конь еще здесь не валялся.

В связи с такой многомиллиардной удачей Волгограда местные СМИ наперебой соревнуются в восторгах в адрес губернатора области Сергея Боженова, его чудесных пробивных способностей и деловых качеств. Не знаю, насколько велики его заслуги в таком благоприятном исходе отборочных мероприятий, ведь он губернатором всего ничего, с февраля нынешнего года. Наверняка решение исходило из высших сфер. Но что есть, то есть.

По крайней мере, прием журналистской делегации, а основные расходы несло местное правительство, был на высоком уровне и воистину с казачьей щед-ростью. Грех жаловаться. Возможно, в таком внимании к журналистам был отголосок весеннего скандала, когда Сергей Боженов, не успев вступить в должность губернатора, с местными чиновниками и депутатами, а также с их родственниками спецрейсом улетел в Италию отпраздновать свой день рождения. Тогда, пожалуй, не было ни одного крупного СМИ в стране, которое на этом эпизоде не потопталось бы, тоже с удовольствием и размахом.

5 октября Сергей Анатольевич вместе с заместителем министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексеем Константиновичем Волиным на берегу бассейна в загородном клубе «Олимпия», где мы и проживали, и обсуждали свои проблемы, открыли наш форум. Один из тезисов выступления, несколько раз повторенный губернатором, звучал примерно так: и власть, и СМИ нуждаются друг в друге, они должны делать все, чтобы у людей было хорошее настроение. Не знаю, как насчет власти, но вот создавать хорошее настроение людям, может быть, и задача СМИ, но далеко даже не второстепенная. Волгоградские же СМИ, похоже, уже четко уяснили себе этот губернаторский посыл и соревнуются вовсю в укреплении людей в мысли, как все замечательно, позитивно, духоподъемно в их богоспасаемом регионе. Хотя взять то же строительство. Мы несколько раз проезжали по огромному новому мосту через Волгу (правда, не при Боженове построенному), прозванному в народе «пьяным» или «пляшущим», и скорее в шутку волновались, как бы он не стал под автобусом раскачиваться, как это не раз было при сильном ветре. А ведь опять же миллиарды на него ушли.  

Что касается взаимоотношений СМИ и власти, то это была одна из главных тем разговора. Что называется, «сижу в президиуме, а счастья    нет», как говорил Расул Гамзатов. Некоторые из выступавших придерживались довольно жесткой позиции, что если СМИ берет у власти деньги, то власть — это хозяин и негоже, неудобно заглядывать хозяину в шкаф, выискивая там какие-то скелеты. Так что лучше знать свой шесток и воспевать только хорошее.

Другие оценивали ситуацию более взвешенно: если газета или телеканал живут по принципу «Чего изволите?», то они неинтересны ни власти, ни читателю или зрителю. С другой стороны, если СМИ только критикует власть, не видя ничего в ее деятельности хорошего, рано или поздно к нему теряется доверие. Так что редактор должен проявлять зрелость, чтобы проскочить между Сциллой придворной лести и Харибдой неприязни. Далеко не всем и всегда это удается.

А вот еще недавно модный разговор о том, что не должно быть государственных или  муниципальных СМИ и власти должны выйти из них, чтобы все были в равных рыночных  условиях, как-то шел без энтузиазма. И власти упорно не выходят из соучредительства, и многие СМИ обрели хозяев со стороны капитала, так что не бедствуют. Впрочем, есть среди региональных СМИ и показательные точки роста. Это крепко стоящие на ногах издательские дома «Северная неделя» в Северодвинске, «Каспий» в Астрахани, «Алтапресс» в Барнауле, «КарманЪ» в Волгограде, выпускающие много изданий. Их руководители — владельцы своего процветающего бизнеса, и им практически до фонаря, есть государственные СМИ или нет.

Немало было выступлений, касающихся содержательной стороны СМИ, в частности газет. В 90-е годы, как крысы за дудочкой гаммельнского крысолова, мы покорно шли за западными СМИ. Представляли их образцом и тем самым много потеряли в своей самобытности. У нашего читателя другой менталитет, нежели у американца или немца. Одно время увлеклись клиповостью: мол, не надо грузить читателя, дай короткую информацию, пиши сжато, емко, больше иллюстраций, картинок, графиков. Разжуй, словом. У нас в России это не срабатывает.

В западных СМИ — усредненная мультимедийность — куча ссылок на авторитетов, специалистов, тонны цифр и так далее. Многие  наши издания пошли по этому пути. Продраться через такой отвлекающий от смысла частокол русскому читателю тяжело. У него сохранилась тяга к авторской журналистике, особенно в провинции. Есть тяга к известным авторитетам, полюбившимся именам. Наш читатель против усредненности.  

И еще — люди хотят быть услышанными. Не всегда это происходит в традиционных СМИ. Отсюда тяга к Интернету, к социальным сетям. Благодаря этому у нас каждый третий считает себя  журналистом: как же — сидит на сайтах, заводит блоги. Поэтому одна из главных тем форума — СМИ в эпоху Интернета. Грозит ли СМИ, прежде всего бумажным, скорая гибель?

Эксперты — сторонники Интернета говорили, что популярная массовая журналистика вся уйдет во Всемирную паутину, а СМИ на бумажных носителях тоже останутся, но как элитные, узкопрофессиональные, гламурные.

Я же вспоминал, как лет пятнадцать назад мы были в Германии в издательстве Акселя Шпрингера и с тревогой задавали главному редактору самой популярной там газеты «Бильд» вопрос: какое будущее ждет наши издания ввиду развития телевидения, электронных СМИ? Он говорил: «Успокойтесь, не только на наш век хватит, но и внукам останется». Прошло пятнадцать лет. «Бильд» процветает. У нас тоже не все захирело.

В ответ «интернетчикам» мы говорили, что Интернет — это языковая клоака, это погибель русского языка, ведь как там ужасно говорят, это вавилонское смешение, и эта башня не раз рухнет. В традиционных газетах сохраняется нормальный, русский литературный язык. Во-вторых, газета — это качественная журналистика, это отбор материала, отсев непроверенных фактов. В-третьих, СМИ несут ответственность за свои публикации, там подпись журналиста и главного редактора. И чуть что — закон суров. А в Интернете 99 процентов мусора. Нам в ответ: нет, в Интернете нельзя говорить неправду, там все прозрачно, и если будешь врать, твой блог перестанут посещать. Ну, это бабушка надвое сказала, что перестанут посещать. Вон Геббельс врал напропалую — и притягивал взоры миллионов. Неправды-то в Интернете побольше.  

Впрочем, симбиоз бумажного и электронного носителей вполне реален уже сейчас. В том же Волгограде в редакции популярного рекламного издания нам показали первую страницу, на ней разные штрихкоды. Подносишь смартфон к одному — смотришь видеофильм, к другому подставляешь — там музыкальный клип или аудиореклама. Впечатляет.

Впрочем, какие бы жаркие споры ни происходили на форуме, большинство участников сошлись на том, что тезис о СМИ как  четвертой власти устарел. Скорее СМИ — демиург, творец нашей реальности.

На снимках: форум приветствует губернатор Волгоградской области Сергей Боженов; автор (слева) на открытии форума.

Фото с сайта

www.arspress.ru.

P. S. Один из организаторов форума — Альянс руководителей региональных СМИ России АРС-ПРЕСС. В этом году исполнилось 20 лет, как «Золотое кольцо» и «АРС-ПРЕСС» идут рука об руку. Мы благодарны нашим коллегам за многолетнее плодотворное сотрудничество.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page