Весьма необычный моноспектакль «GO!», что в переводе означает «Иди!», был показан в Ярославском театре кукол. Щемящую и трогательную историю прощания с жизнью пожилой женщины рассказала кукольница из Франции Полина Борисова. Без слов, общаясь с публикой только с помощью пластики, жеста и остроумной игры с предметами.
ЛЕНТА скотча ловко ложится на черный бархат, рисуя печку-буржуйку и дым от нее — воспоминания молодости. Вот силуэт мужа старушки, сгинувшего в лагерях.
Весьма необычный моноспектакль «GO!», что в переводе означает «Иди!», был показан в Ярославском театре кукол. Щемящую и трогательную историю прощания с жизнью пожилой женщины рассказала кукольница из Франции Полина Борисова. Без слов, общаясь с публикой только с помощью пластики, жеста и остроумной игры с предметами.
ЛЕНТА скотча ловко ложится на черный бархат, рисуя печку-буржуйку и дым от нее — воспоминания молодости. Вот силуэт мужа старушки, сгинувшего в лагерях. Она заводит сломанную пластинку с французским танго и нежно приникает к мужчине. Словно кружится с ним в прощальном танце. Любовно перебирает старые открытки, конфетные обертки. Находит в столе письма и читает то со вздохом, то с улыбкой. И тут же легко, без сожаления расстается с ними, отправляя в топку. Так же спокойно и просто она уходит из этого мира, нарисовав открытую дверь. Насыпав корма кошке, последней живой душе, о которой она беспокоится.
Для Полины, выпускницы СПбГАТИ, Ярославский театр кукол не чужой. Здесь она выступила соавтором и художником трех спектаклей. Тут живут ее близкие: старшая сестра Анастасия, актриса частного театра «Наив», обожаемая племяшка Аленушка. Тут творила и ее мама — профессор театрального института Елена Тадеушевна Борисова, ушедшая из жизни год назад.
Вот уже семь лет Полина живет в Тулузе. Она достойная внучка своего дедушки Тадеуша Варжало. 90-летнего пана Тадеуша, сконструировавшего за полвека 400 кукол, считают живой легендой. С отличием окончила Высшую французскую школу кукольного искусства в Шарлевиль-Мезьере.
— Это единственная школа во Франции, где обучают бесплатно. Я была первой из русских, кто пробовал туда поступить. Было прислано 300 заявок со всего мира. В итоге отобрали 16 счастливчиков, в том числе и меня, — улыбается девушка.
Маленькая, хрупкая, смешливая — в свои тридцать три Полина выглядит сущим ребенком. Ни за что не поверишь, что совсем скоро она превратится в живую марионетку с маской древней старухи, семенящей походкой и эксцентричными манерами.
— Старушек я очень люблю. Да и все мы иногда чувствуем себя ими, особенно когда сильно устаем, — размышляет Полина. — Это вторая моя возрастная героиня. До этого был спектакль «Лего», где я играла тетушку одного мальчугана. А вообще побывала в разных образах: и любовницы, и восьмилетней девочки. Реакция публики на постановку очень разная. Кто-то плачет, а европейцы, наоборот, смеются. Ее видели и в России, и в Польше, и в Таллине, где о советском времени предпочитают не вспоминать. Но вот в конце застала такую картину: бородатые монтажники сцены напевали «Солнечный круг, небо вокруг». Эта мелодия и еще другие песни советских лет звучат в спектакле. Наряду с композицией венгерского композитора Ендербоя, под которую старушка в когтистых тапках танцует свой неистовый шаманский танец, напоминая пытающуюся взлететь птицу. Родом я из Сибири — из Омска. Вот и навеяло. А музыку я очень люблю. Сейчас учусь играть на укулеле — это миниатюрная разновидность гавайской гитары с четырьмя струнами.
Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.