Записки подводного охотника

ИЗ ИНТЕРНЕТ-БЛОГА АЛЕКСАНДРА УТКИНА 06/07/12, Виго, Испания
Завтра соревнования без меня. Вчера приехала Аржанова и объявила, что я исключен из состава за неспортивное поведение. Под неспортивным поведением принято аудиоинтервью, сделанное «Водолаз-радио» в прошлом месяце. Какая-то фраза о том, что я не очень горю выступать или что-то в этом роде. Без комментариев. Мне надо переварить это событие, спокойно понять ситуацию и ее итог.

ИЗ ИНТЕРНЕТ-БЛОГА АЛЕКСАНДРА УТКИНА

06/07/12, Виго, Испания

Завтра соревнования без меня. Вчера приехала Аржанова и объявила, что я исключен из состава за неспортивное поведение. Под неспортивным поведением принято аудиоинтервью, сделанное «Водолаз-радио» в прошлом месяце. Какая-то фраза о том, что я не очень горю выступать или что-то в этом роде. Без комментариев. Мне надо переварить это событие, спокойно понять ситуацию и ее итог. Завтра я еду на катере с Андреем Турухано, который выступит вместо меня, постараюсь максимально помочь его выступлению. Точек — великое множество, предварительно мы предполагаем искать счастья на глубоких рябчиках, но ситуация может изменить этот план. Завтра проветрюсь, покатаюсь по зоне, а сегодня буду паковать в багаж ненужную мне больше снарягу.

18/07/12 

Отличное лекарство охота. Не важно, удачная или так себе. Я съездил за неделю четыре  раза, пообщался с друзьями, обретаю смысл жизни. Продолжу рассказ о чемпионате мира.

Отличный был чемпионат. Прежде всего — по выбору места. Глубины с рыбой почти любые, в отличие от той же Португалии, где ниже 15 м пусто. Зачетные веса и сами виды рыб — очень спортивны. Любая рыба из списка могла быть добыта только путем специальной тактики в разведанных специфичных местах. Эти места — водяные карманы под прибойными рифами, прибойные плато, отдельные камни с пещерами, затопленные корабли (!), камни и плиты под пиками рельефа и т. д. Эти зоны действительно требовали тщательной и продуманной разведки. Я только сейчас начинаю понимать, что это значит — правильная подготовка зоны соревнований к конкретно максимальному результату. Как нужно спланировать эту подготовку, на какие этапы и действия разбить ее, на основании имеющихся данных и установленных принципов. Дай бог, чтоб этот путь был реализован когда-нибудь.

Еще один вывод, который я знаю и который подтвердился: для таких турниров нужна идеальная спортивная форма, физическое состояние. Лидеры обладают глобальной спортивной подготовкой, которая вместе с классом охотника и собранными данными дает результат.

Еще один вывод: нужно идеальное, качественное и многоцелевое снаряжение, включая собственное охотничье снаряжение, отдельную лодку и приборы. На лучшем уровне.

Нужна реальная подготовка к соревнованиям, включающая все уже перечисленное плюс агентурную и методическую подготовку, организацию быта, анализ этапов подготовки, создание позитивного эмоционального климата. На основе гласных, открытых и справедливых отношений.

Вот этого всего у нас никак не было во всех чемпионатах.

Ну вот, наговорился я. Я понимаю, что нет смысла бороться с системой или дуть против ветра. Нет смысла в конфликте, верней, нет позитива в его продолжении. Но главное — нет смысла в продолжении антоновщины, которая — могила спорту. Изменить ситуацию в нашем спорте может только коллегиальное руководство спортивной подводной охотой (комиссия с участием делегатов от регионов — участников чемпионата России) на выборной системе руководящих должностей.

08/08/12, Кристиансунд, Норвегия

Для россиянина это крутые соревнования. Рыбные. Хотя разнообразия видов рыбы нет. Здесь основной вид — сайда (поллак) — серебристая хищная плавучая рыба до 5 кг, красивая, по внешности и повадке очень похожа на светлого групера Средиземного моря (стиру). Слово «треска» для меня ничего не значило еще неделю назад. Теперь я знаю, что это придонная хищная рыба, довольно тупая, но одновременно опасливая, с мягким телом, мечущаяся и рвущаяся после попадания гарпуна. Тоже очень похожа на еще одного из груперов Средиземного моря — свириду.

Эти соревнования — спортивные. Их девиз: настреляй больше рыбы и быстрей! Быстро стрельни, удержи, закукань, заряди… Быстрей приплыви к финишу.

Зоны соревнований разные по глубине и по теме. Главный пункт, особенность этого турнира — количество рыбы. В среднем 20 хвостов в день на человека. Но с этими 20 хвостами можно быть на 10-м месте и дальше. Надо стрельнуть максимум, притом в цейтноте — 4 часа, старт и финиш в одной точке, прилив-отлив, непредсказуемое течение и т. п. Много интриги. Зачет с килограмма. Зона не ограничена, но толку в том, что ты уплыл и настрелял, если не успел вернуться? Пролет. Поэтому зона ограничена возможностью возвратиться со своим уловом, и возвращение, как правило, против течения.

После старта второго дня мы рванули к мысу острова, а кто-то начал сразу стрелять почти с поверхности в песчаное дно — там лежала камбала. Ребята присмотрели ее прямо с поверхности, ожидая старт. И там же, недалеко от корабля, была сайда (так как там было небольшое течение из протоки). В итоге те, кто остался у корабля, хорошо настреляли без особой траты здоровья и не имея проблемы с возвращением.

По рассказам местных охотников, услышанным на банкете, зимой для нереста подходит большая треска и сайда. Рекорды — 25 кг треска, 15 — сайда. Экземпляры по 10 кг — обычное дело. Вода зимой 6 — 7 градусов.

Кроме перечисленной рыбы есть другие объекты охоты (вне соревнований). Быстрая макрель (скумбрия) до 500 г, тупой рябчик до 2 кг, не часто — зубатка (очень вкусная). И, говорят, палтус, совсем вкусный, понятно. Есть гребешки, верней огромные гребни, и крабы, это — на песке. Омар — запрещенный. Прямо под дайв-клубом организатора турнира Тони Хансена живет морская выдра под метр длиной. Еще, по рассказам, есть дельфины и другие морские млекопитающие. Семга в запрете.

Проезд через Швецию и Финляндию как-то не отложился ничем, кроме видов из окна машины. Мы делали остановки только для еды и сна. Очень понравилась природа и еще примеченная нами местная тема — жизнь в маленьком домике в маленьком поселке. Без заборов вокруг этих домиков. Это круто. Люди понравились — спокойные и простые, дружелюбные. То же самое — участники соревнований и другие охотники, рыбаки и просто туристы, встреченные нами в поездке.

Я пишу это по дороге, в автомобиле, и уже жаль уезжать отсюда. Надеюсь,

через год опять будет это море — с тысячами островов, с зарослями ламинарии, с плавающей сайдой и притаившейся у дна треской.

25/09/12, база отдыха «Океан», пос. Андреевка,  Приморье, Дальний Восток  

База «Океан» — это полторы тысячи деревянных шалашей на двух человек, три корпуса, гостиница, столовые, павильоны, дискотеки, санблоки… Сейчас это все почти пустует, сезон закончился. Мы поселились в шалашах — уютно и прикольно.

Впечатления: какое-то ретро советских времен, дух пионерлагеря и коммунистического прошлого. Люди открытые и интересные. Население переживает переход от организованного советского порядка (военные части, зверофермы, добыча морепродуктов)  к организованной безработности и к самоопределению. Природа — суровая, красивая, волнующая своей историей. Радует окружающая пустынность и малолюдность, легко дышится чистым воздухом. Хочется спать от смены часовых поясов. Хочется быстрей под воду.

Только что прошел тайфун, на берегу водоросли, вода мутная. Наши два выезда на зоны малопродуктивны, но все-таки какое-то представление мы получили. Катера на базе — родом оттуда же, с Японии, б/у, наверное, но отличные: скоростной пластик на 7 человек, моторы по 90 — 150 лошадей. Нам обошелся катер

(с учетом специально сделанной скидки) в 2000 рублей за день — отлично! После беглого осмотра зон оба раза поохотились на мысах, ближних к нашей базе. Хотя и мутно, но очень интересно.

Вода необычно теплая для этого моря — 19 на поверхности и 15 — 17 внизу, поэтому все не так, как в прошлые годы, когда на этих соревнованиях настреливали куканы рифовой рыбы на небольшой глубине, над термоклином. Сейчас рифовой рыбы не очень видно, хотя попадается эпизодически.

Перечислю рыбу.

Темный окунь. На самом деле это вид океанского групера. В Чили он был под именем «мулато», в Приморье катит под простым и обидным именем «ерш». Исключительно красивая рыба, по повадкам немного напоминает черноморского горбыля, но не собирается в кучи и не плавает в просвете под камнями.

Желтый трехполосный окунь. Тоже групер. Младший брат средиземноморского, на которого внешне похож, только не растет большим — обычно килограмм с хвостиком. Похож еще на американского озерного окуня, забыл его название. Очень красивый и тоже очень вкусный. Так же, как и темный, живет в лабиринтах навалов камней. На них обоих зачетный вес с 900 г.

Бурый терпуг. Рыба размером до 1,5 кг.  Мне встречался лежащим на камне или на плоской скале, под каменным навесом, очень пассивный. При опасности не уплывает, а как-то уползает в щель под камень, и там его уже не найти. Зачет с 500 г.

Понятно, что основной рыбой турнира будет, скорей всего, одноперый терпуг, небольшая плавучая рыба на глубинах от 12 до 25 метров (при этой температуре воды). Самцы этого терпуга занимают себе одиночные брачные места на плоских верхушках камней и защищают их от конкурен-

тов — других самцов — и гоняют всех других рыб. Смотреть на это интересно. При появлении охотника терпуги начинают шнырять, постепенно удаляясь. Их зачет с 400 г. Есть еще самки одноперого терпуга, и они должны вот-вот приплыть своей большой стаей. Самки бывают большие — до 2 кг.

На старт записалось 25 человек. Кроме Ярославля, все местные: из Владивостока, Хабаровска, Находки, Уссурийска. Одна женщина из городка Камень-Рыболов, по имени Марина. Молодец.

Предполагалась питерская команда, но ее нет. Вова Докучаев записался, но уже в день старта снялся из-за ушей. У нас с ушами порядок, но вот что-то не то съели в столовой и ночь перед стартом бегали на точку. Наелись таблеток, вроде заглушили проблему.

В регламенте соревнований было написано полно всякой мути по типу весеннего кубка в Анапе: 20 метров между участниками, рыба с гарпуна и т. п. Молодцы организаторы и судьи, которые отменили эту чепуху и дали произойти нормальным соревнованиям.

Мы без особых противоречий отработали два дня, хотя и не без холостого хода. Наверно, надо было больше ездить, искать чистую воду, течение. Но и так получилось в итоге неплохо. Не зная ключевых мест на зоне, мы сделали упор на объем работы, наныряли по 80 — 90 нырков в день, глубины наши были от 12 до 20 метров и глубже, тактика — в основном лежки на глубине нырка.

Второй день для меня начался хорошо. Мы упали опять в середине зоны, и я за первые нырки стрельнул два окуня Тазановского и одного серого групера. Однако потом как обрубило: я начал мазать по терпугам, стал править гарпун через колено, опять мазал… Сейчас я понимаю ошибки: не надо было заряжать на второй зацеп, и так у меня было самое длинное ружье из всех участников. Избежать выстрелов в камень здесь невозможно. Поэтому надо было делать качественный нырок, хорошо лежать и использовать выстрел на короткой дистанции.

Под конец мы переехали на мыс Шульца, и там я попал на хорошее место: в прозрачной воде неглубоко крутилось много зачетных одноперых самцов. Мои восемь хвостов второго дня дали 68 процентов, и я — чемпион кубка на Тихом океане. Очень горжусь этой удачей.

Наша команда «Царь» заняла первое место. Саня Сысоев и Валера Горохов стабильно стрельнули в оба дня. У Валеры во второй день чуть не дотянул до зачета серый групер. Если б дотянул, это было б сто процентов в день и 3-е место в итоге. А Миша Цветов просто отказался от призового места: он стрельнул во второй день очень хорошую рыбу, но не сбросил подбитого, очень маленького желтого окуня, а зря. Штраф как раз отодвинул его на итоговое 5-е место.

В целом о кубке Тихого океана: круто! Пожалуй, и наверняка, это сильней, чем Норвегия. В спортивном отношении: в трудности рельефа, в погоде, в трудности и разнообразии рыбы, в техническом обеспечении турнира, в его интриге…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page