Единый информационный ресурс — новые возможности

Введение с 2012 года единого информационного ресурса о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц обеспечивает значительное расширение информационного поля системы закупок, создает благоприятные условия для поставщиков регионального и муниципального уровня, поскольку в разы увеличивает возможности для поиска информации о размещении заказов.

ГОСУДАРСТВО всегда интересовало, каким образом тратятся бюджетные средства. Поэтому 13 лет назад был принят федеральный закон N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». В каком-то смысле это был революционный шаг в части контроля государства за расходами бюджетополучателей. В дальнейшем в закон вносились множественные изменения, и с 1 января 2006 года вступил в силу новый федеральный закон N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

До 2011 года федеральное учреждение, заключив по результатам размещения государственный контракт, было обязано в течение 3 дней подать сведения в казначейство. Сведения, после их проверки, территориальный орган федерального казначейства направлял в Центральный аппарат Федерального казначейства, после чего сведения размещались на официальном сайте.

Задача гласности, доступности информации о закупках федеральных структур была достигнута, и встала новая задача — «приведение к тому же знаменателю» информации о закупках, осуществляемых бюджетными организациями в субъектах Российской Федерации. Вместо сформировавшейся системы обособленных официальных сайтов (федеральный официальный сайт, официальные сайты субъектов и муниципальных образований) введен в  эксплуатацию единый информационный ресурс — официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд:

www.zakupki.gov.ru.

Федеральные заказчики с 1 июля 2011 года уже не представляли сведения в территориальные органы казначейства, а самостоятельно направляли информацию непосредственно на сайт через «личный кабинет».

Таким образом, в 2011 году система государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации сделала серьезный шаг на пути дальнейшего обеспечения прозрачности и эффективности  в сфере размещения заказов: общероссийский официальный сайт — это единый формат предоставления информации о размещении заказов, что было недостижимо в условиях многоуровневой системы официальных сайтов.

На сайте размещается вся информация, предусмотренная федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005: начиная с извещения о проведении торгов и заканчивая сведениями об оплате заключенных контрактов.

Но это был не последний шаг в направлении расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия: 18 июля 2011 года был подписан федеральный закон N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Возможно, название закона не сразу указывает, на кого он распространяется. Следует заметить, что первоначально проект имел название «О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса», однако к моменту принятия закона круг «отдельных юридических лиц» был расширен. Положения 223-ФЗ распространяются на следующие виды юридических лиц:

— государственные корпорации;

— государственные компании;

— субъекты естественных монополий;

— организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (далее — регулируемые виды деятельности);

— государственные и муниципальные унитарные предприятия;

— автономные учреждения;

— хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов;

— дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам;

— дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше дочерним хозяйственным обществам.

Установлены различные сроки начала применения положений федерального закона N 223-ФЗ в зависимости от вида заказчика.

Так, для  государственных корпораций и компаний, государственных предприятий, автономных учреждений  и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации или субъекта РФ в совокупности превышает 50 процентов, закон вступил в силу с 2012 года; начало применения закона (с 2012 или 2013 года) для субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, зависит от доли выручки от данных видов деятельности по отношению к общей сумме выручки за 2011 год; для муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, закон вступит в силу с 2014 года.

Окончание на 7-й стр.

Существуют особенности начала применения положений федерального закона N 223-ФЗ для организаций, относящихся одновременно к различным видам заказчиков. Например, муниципальное унитарное предприятие является организацией, осуществляющей монопольную деятельность и (или) регулируемую деятельность, выручка от чего составляет более 10%, следовательно, срок начала применения положений 223-ФЗ — 1 октября 2012 года, если выручка составляет менее 10% — с 2013 года.

Конечно, в рамках газетной статьи сложно отразить все особенности применения закона, и заказчикам следует самостоятельно принять обоснованное решение о применении закона исходя из направлений своей деятельности.

Однако следует учитывать, что заказчики, не успевшие в установленный срок разместить положение о закупке, обязаны при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться положениями федерального закона N 94-ФЗ (ч. 4 — 6 ст. 8 федерального закона N 223-ФЗ).

Информация о закупках должна размещаться на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru/223. На указанном сайте в разделе «Информация для заказчиков и поставщиков» размещены соответствующие регламентирующие документы, руководства пользователей и инструкции, в том числе  «Дорожная карта по регистрации».

Введение с 2012 года единого информационного ресурса о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц накладывает на указанных лиц определенные обязательства. Но и обеспечивает значительное расширение информационного поля системы закупок, создает благоприятные условия для поставщиков регионального и муниципального уровня, поскольку в разы увеличивает возможности для поиска информации о размещении заказов.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page