Поднимемся за песней в поднебесье

Добрые вести приходят в мой дом не сами по себе, их приносят добрые люди. Вот и на этот раз забежала всего на полчасика моя бывшая ученица Таня Ровнягина. Приехала родные места навестить. Да только какие там полчасика! Разговор наш до позднего вечера затянулся. Привезла Таня диски с записью выступлений своего фольклорного коллектива «Пестрецовские посиделки». Смотрели, восхищались, а потом она вдруг сказала: «О супругах Смирновых напишите. Розалия Николаевна и Константин Васильевич такие удивительные люди! Четверть века на них вся культура нашей округи держится. Напишете?»

Какие-то дела помешали мне выполнить просьбу Тани сразу, а вот сегодня пришло письмо, которое начинается грустной фразой: «Константин Васильевич травмировал ногу. Сидит он, наш дорогой, сейчас дома. После Нового года не было еще ни одной репетиции…» И подумалось: молодая женщина, мать троих детей, жена, хозяйка дома тревожится о руководителе коллектива, в котором не работает, а просто поет ради удовольствия, своего и своих односельчан. Каково же должно быть обаяние Константина Васильевича, если на протяжении двадцати пяти лет он удерживает около себя стольких талантливых людей!

ГОЛОДНОЕ

ДЕТСТВО

На одном из дисков, привезенных Таней, Константин Васильевич поет песню о возрождении храма: «Я уж думал, что мне не дождаться…» Слушала ее снова и снова, не понимая, почему всякий раз бегут мурашки по спине, — что-то было в этом настолько личное, настолько глубокое, что невольно передается слушателям. Письмо Тани подтвердило мои догадки. Она пишет: «Дед и брат деда были священниками в Мологе…» Так вот откуда тянется генетическая нить исполнителя!

После затопления Мологи дед и бабушка Константина Васильевича переехали в Москву. Один их сын поселился в Ростове Великом, двое — в Питере, а отец Константина Васильевича — Василий Федорович Смирнов — выбрал Ярославль.

Он работал разнорабочим на кирпичном заводе в Норском. Первое время многодетная семья из девяти человек жила в бараке, позже дали девятиметровую квартирку. Из обстановки — печка и полати. Дети, все семеро, спали на полу. Особенно помнится Константину Васильевичу тяжелое послевоенное время, когда полуголодные дети с котомочками за плечами ходили по окрестным деревням и просили милостыню. Кто-то открывал и совал кусок или пару картошек, а кто-то злым окриком гнал малышей дальше. Рядом с Норским на колхозном поле росла пшеница, и однажды доведенный до отчаяния отец пошел туда, чтобы нарвать колосков. Обычное тогда дело — его поймали и осудили на десять лет. К счастью, он вернулся живым.

Мать, оставшаяся с такой оравой одна, часто выбивалась из сил и болела. Когда она в очередной раз слегла в больницу, младших детей определили в детский дом в Вятское. Константину тогда было три года.

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

В те тяжелые годы его спас от вполне возможной гибели данный Господом талант музыканта. Уже в десять лет его перевели в Ярославль, где располагался  детский дом музыкально-художественного воспитания, куда были собраны одаренные от природы дети. Там было полегче. На лето их вывозили на дачу в Туношну, где протекает река Туношонка. В нее прыгали с тарзанки  и туда часто убегали, нарушая режим, с верными друзьями детства Борькой и Сашкой, вдохновленные героями фильмов, строили плоты и отправлялись в «далекие» путешествия. Лица друзей тех лет до сих пор живут в его памяти. А еще он хранит благодарную память о руководителе детского хора  Марии Александровне Герберт.

В те годы над детским домом шефствовал актер Волковского театра, народный артист СССР Григорий Семенович Свободин, который приглашал воспитанников к себе в гости.

Этот детский дом дал мальчику и путевку в жизнь, он поступил в Ярославское музыкальное училище имени Собинова. Красинский Борис Васильевич, преподаватель по классу баяна, оказал на талантливого паренька особое влияние. В училище Константин Васильевич получил профессию преподавателя детских музыкальных школ и проработал в ней около пятнадцати лет.

ТВОРЧЕСКАЯ КАРЬЕРА

На календаре был 1961 год. Молодой музыкант вышел в большую жизнь. Все дальнейшие события этой жизни будто сводки с фронтов. По правилам того времени, то есть по распределению, отправили его на Валдай. Днем работал в детской музыкальной школе, согласно профессии, указанной в дипломе, учил детей музыке. Ну а вечерами? А вечерами — занятие для души. Вернее, занятие тем, что впоследствии станет его судьбой, — он руководил хором.

А дальше — армия. Город Петрозаводск в Карелии, батальон связи. Но это официально — батальон связи, а на самом деле ансамбль песни и пляски «Солдаты Севера». Три года он колесил с этим коллективом по частям и гарнизонам.

Был в его судьбе и город Железногорск в Курской области, куда его направил городской комитет комсомола. Потом был город Россошь Воронежской области. Но пути Господни неисповедимы, именно они, эти пути, и замкнули однажды его дороги в кольцо: в 1978 году он вернулся в город своего детства и юности. Казалось, навсегда, но через пять лет жизнь сделала еще одну петлю — унесла его в далекую Белоруссию, где четыре года он проработал директором Кормянского районного дома культуры в Гомельской области.  Там его жена Розалия Николаевна была солисткой народного хора и неоднократно выступала на Гомельском телевидении. Может, они жили бы там и сейчас, но Чернобыльская авария заставила поменять планы. Где было спасаться от беды? Конечно, дома. И Константин Васильевич  с Розалией Николаевной приехали на Ярославщину, где его труд и талант были по достоинству оценены: в 1997 году он был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры России», а руководимый им коллектив «Пестрецовские посиделки» получил звание народного. Розалия Николаевна все время была рядом, являясь украшением коллектива, ее «Чебатуха» звучала даже в Германии.

ЖИЗНЬ

ТАК НЕЛЕГКА

Это правда, нелегка жизнь человека, зарабатывающего себе на жизнь музыкой. «А у кого она легче?» — спросят Смирновы и будут правы. Ибо именно музыка позволяет этой талантливой чете  столько лет быть вместе, как говорится, в горе и в радости, создавая настроение не только себе, но и населению всех окрестных деревень.

Когда-то в далеком 1987 году новый директор Шебунинского СДК Смирнов Константин Васильевич пригласил в созданный им коллектив молодых и энергичных женщин, которые днем трудились на полях и фермах, а вечером пели. Собирались не только в стареньком клубе, а порой просто у кого-нибудь дома, устраивая самые настоящие посиделки. Пели частушки, разучивали песни, вспоминали танец, популярный когда-то в наших деревнях, «козулю». Вскоре коллектив заявил о себе во весь голос. Не стыдно стало их показать и столичным музыкантам и даже музыкантам из Швеции, а также устроить встречи с туристами из зарубежных государств — Германии, Австрии, со студентами из США.

Конечно, теперь уже некогда молодые и озорные исполнительницы народных песен, мягко говоря, повзрослели. Отметила свой солидный юбилей Розалия Николаевна, хотя годы ни на капельку не убавили огонька и задора, а голос звучит по-прежнему сильно и красиво. Все двадцать пять лет пропела в коллективе Ежова Клавдия Павловна, считая, что именно песни не позволяют ей утратить молодость души. Фадеева Тамара Ивановна поет в коллективе двадцать лет. Это в ее доме Ярославское телевидение снимало деревенские посиделки.

Есть в жизни коллектива и еще одна, очень заметная страница — это возрождение церкви Покрова Божией Матери. Они ее считают своей, потому что целое десятилетие мечтали о возрождении, а потом своими руками помогали восстанавливать, вдохновляя население Пестрецова и близлежащих деревень на оказание материальной помощи. 10 октября 2010 года церковь открыла двери для прихожан и в ней состоялась первая служба. Сейчас церковь работает, в ней есть свой батюшка — протоиерей Дмитрий Сазонов.

В последнее время коллектив обновился, пришли новые участницы, а с ними и новые песни, и новая манера исполнения, хотя и наработанное годами не отброшено в сторону.

Ежегодно коллектив «Пестрецовские посиделки» дает от 20 до 30 концертов. А это — море улыбок и позитивного настроения, так необходимого для того, чтобы мысли о нелегком сегодняшнем времени уходили на задний план.

На снимке: с баяном — Константин Васильевич Смирнов, первая справа — его жена Розалия Николаевна.

Фото из семейного архива.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page