Зачем нам обеды — мы дома наедимся

Так на мой вопрос об отношении к вступившему в силу 20 января закону «О донорстве крови и ее компонентов», в частности к замене денежной компенсации на питание непосредственно обедом, ответила Татьяна Жукова, пришедшая сдать кровь в школу N 2 в Заволжском районе, где в минувшие среду и четверг проходили Дни донора. Кстати сказать, каждый из 137 человек, не важно, впервые или в сотый раз ставший в эти дни донором, сдав 400 мл крови, получил здесь свои кровные 310 рублей.

Так на мой вопрос об отношении к вступившему в силу 20 января закону «О донорстве крови и ее компонентов», в частности к замене денежной компенсации на питание непосредственно обедом, ответила Татьяна Жукова, пришедшая сдать кровь в школу N 2 в Заволжском районе, где в минувшие среду и четверг проходили Дни донора. Кстати сказать, каждый из 137 человек, не важно, впервые или в сотый раз ставший в эти дни донором, сдав 400 мл крови, получил здесь свои кровные 310 рублей.

Всего же за два объявленных в Заволжском районе донорскими дня ярославцы сдали более 50 литров крови. Что подвигло их на это благое дело, каково их отношение к замене денежных выплат на обед, мы с фотокором выясняли на месте.

ПРОЦЕДУРА ДЛИНОЮ

В ПОЛГОДА

Вы когда-нибудь участвовали в Дне донора? Я, честно сказать, нет. Но на памяти эмоциональный рассказ знакомой, решившейся однажды также подключиться к этому нужному делу.

— Я, конечно, знала, что крови возьмут больше, чем при обычном анализе, но когда увидела тот объем в 400 мл, мне аж подурнело!

Помнится, знакомая моя несколько дней приходила в себя после добровольной акции…

От увиденной в спортзале школы массовой процедуры я слегка растерялась. Прежде чем попасть в глубь зала, где уже люди в белых халатах, масках, шапочках и перчатках помогали добровольцам осуществить благое донорское дело, пришедшие должны были задержаться в четырех пунктах, где их ждали люди в штатском, и еще в трех — уже после сдачи крови.

На помощь мне пришла врач-трансфузиолог оргметодотдела Областной станции переливания крови Полина Блигзня. Она-то и объяснила всю процедуру, которую проходит донор.

Начинается все еще до входа в зал, с регистрации: в специальный бланк записывают ФИО пожелавшего принять участие в Дне донора, место его работы и домашний адрес. Кстати сказать, стать донором можно с 18 лет. А еще, оговорилась Полина Георгиевна, допускаются только те, кто зарегистрирован, причем не менее шести месяцев, в Ярославле или области. Дело в том, что сдача крови не финальная точка для донора. Спустя полгода, во время которых плазма находится на карантинизации, он должен добраться до Областной станции переливания крови и сдать анализ. В случае, так сказать, плохого анализа кровь выбраковывается, хорошая кровь направляется в лечебные учреждения города и области — их более 40 — и в военные части. Потому-то пришедших и предупреждают о том, что их очень ждут через полгода, берут номер телефона, чтобы напомнить о необходимости анализа, ведь в случае их неявки кровь опять же будет выбракована.

После регистрации, захватив заполненный бланк, доброволец направляется к столику с картотекой, и, надо сказать, немаленькой, где находится информация о тех, кто не сможет, как бы ни хотел, помочь своей кровью другим — однажды уже выяснилось, что у этих людей медицинские противопоказания к донорству. Оказывается, как следует из информации о проведении заволжских Дней донора, кроме абсолютных противопоказаний, таких как ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты, сифилис, туберкулез, болезни крови, онкологические заболевания, тяжелые заболевания внутренних органов, существуют и временные, о которых наверняка знают немногие, даже неоднократно участвующие в донорском деле: удаление зуба (10 дней), нанесение татуировки (1 месяц), ангина, грипп, ОРВИ (1 месяц с момента выздоровления), прививки, аборт (6 месяцев) и другие.

Если изъявившего желание поделиться кровью не находят в картотеке, он переходит к врачу, который измеряет давление и интересуется состоянием его здоровья.

Заразившись всеобщим альтруизмом, но не будучи готовой стать-таки донором, для успокоения тоже обращаюсь к доктору:

— Скажите, а можно ли сдавать кровь при постоянном давлении 90 на 60?

— Можно, — не задумываясь, отвечает мне спина женщины, давление которой как раз в тот самый момент измеряет врач. — У меня постоянно пониженное, а сколько раз сдавала — и ничего.

— Да можно-то можно, — улыбается доктор, — но я думаю, все же не стоит.

ДЛЯ ЛУЧШЕГО КРОВОТОКА

Передвигаемся дальше. За следующим столиком человек тестируется на групповую принадлежность, если до этого он не ведал о своей группе крови и нигде это у него не отмечено. На бланк с его данными наклеивается соответствующая марочка.

Ну а затем — непосредственная сдача крови. Честно сказать, наполняющиеся до объема в 400 мл подушечки крови произвели на меня то же впечатление, что однажды и на мою знакомую.

По пути на выход из зала донора ждет специальная девушка, такая же стерильная, как принимающие кровь коллеги. Она еще раз записывает его данные, которые будут направлены в СЭС. Как мне пояснили, так проверяются контактные. К примеру, если выяснится, что у вашего соседа гепатит, ваши порывы окажутся тщетными — сданная вами кровь будет выбракована.

Два последних тет-а-тета — самые приятные. Первая девушка выписывает донору справочку на отдых на два дня — один непосредственно в день сдачи крови, а второй можно отгулять в течение года, — другая выдает 310 рубликов.

На выходе в школьном фойе всех ждет теплый сладкий чай с печеньками. Правда, разливающая его из огромной кастрюли добродушная женщина говорит, что пить его надо бы до  (а не после) сдачи крови — «для лучшего кровотока».

КОМУ-ТО ПОМОЖЕТ

— Как самочувствие? — спрашиваем на выходе энергичную улыбчивую женщину.

— Самочувствие нормальное, — бодро отвечает Татьяна Жукова, работница ОАО «Красный Перекоп».

Татьяна Александровна кровь сдает уже не в первый раз, и хотя денежный вопрос в этом деле для нее не на первом месте — ей больше по душе дополнительные выходные дни, да и «кровь обновляется», — она все же против замены денежной компенсации обедами.

— Дело не в деньгах, — отвечает Михаил Староверов, подтянутый, крепкий мужчина, слесарь «Ярославльводоканала», на вопрос, что его подвигло на донорство. —

К отпуску дни положены.

Вот такой вот скромный ответ, а меж тем Михаил Николаевич почетный донор. А такое почетное звание получает человек, 40 (!) раз сдавший кровь. На вопрос, сколько раз довелось ему ею делиться, Михаил Николаевич даже затрудняется ответить.

— Раз 100, — улыбается он.

Простое умножение — и в голове не укладывается: передо мной стоит человек, сдавший около 40 литров крови!

Что касается денежных выплат почетным донорам, то, как мне пояснили, в сумме они составляют всего около 10 тысяч рублей в год. Льготы для них остаются те же, в частности проезд — 50 процентов от стоимости.

Альбине Алексеевне Смир-

новой 61 год, но она продолжает работать — поваром ООО «Мастерство» от кафе «Волна». Женщина становится донором уже не в первый раз, и привлекает ее отнюдь не денежная компенсация. Пенсия у нее, уверяет, хорошая.

— Сдашь кровь — и самочувствие улучшается, легче становится. А как не сдаю долго — давление повышается, — поясняет она.

Игорь Пирогов, работающий дворником, относится к замене денежной выплаты питанием категорически отрицательно. Кто, говорит, ходить-то будет! И вторит нашей предыдущей собеседнице насчет давления:

— Как не сдам — подскакивает.

19-летняя Елена Масалова, студентка 1-го курса экономического факультета Московского государственного экономического университета статистики и информатики, решилась на донорство впервые. Елена поддерживает волонтерское движение, развитое в ее учебном заведении.

— Давно собиралась сдать кровь, — говорит девушка. — Надеюсь, кому-то поможет.

Елена стойко перенесла процедуру сдачи крови, а вот после нам пришлось за нее немного поволноваться. Девушка побледнела на глазах и вообще, судя по всему, почувствовала себя неважно. Видимо, еще и волнение сказалось. На помощь пришел старый добрый нашатырь. Слава Богу, все обошлось — через несколько минут лицо Елены снова озарила добрая улыбка.

ВСЕ ВЫПЛАТЫ

ПОКА СОХРАНЯЮТСЯ

Полина Блигзня, не раз работавшая на выезде, уверяет, что количество доноров в этот раз оказалось меньшим, чем обычно: в первый день пришло 56 человек, во второй — 81, молодежи мало. А ведь бывало, что и по 150 человек за день приходило.

— Думаю, повлияла прошедшая в СМИ информация о том, что не будет выплат. Многие все же материально заинтересованы, для кого-то 300 рублей — деньги.

По словам врача оргметодотдела Областной станции переливания крови Алексея Кобыльченко, по итогам за 2012 год доноров в Ярославской области стало больше, чем в 2011-м.  

— Чтобы новый закон работал, нужен ряд нормативных актов, которые детализируют все от А до Я, — продолжает Алексей Васильевич. — Хотя посыл правильный. Человек должен идти сдавать кровь, будучи не заинтересованным материально, как на Западе, ничего не тая, не скрывая. Но насколько это применимо в нашей стране? У нас все же денежный вопрос имеет большое значение.

Как отметили на Областной станции переливания крови, пока все положенные донорам выплаты сохраняются.

На снимке: студентка Елена Масалова решилась на донорство впервые.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page