А человека, которого облагодетельствовали, не спросили…

На прошлой неделе жительница Даниловского района родила в машине скорой помощи по дороге в областной перинатальный центр. А два дня назад то же самое едва не случилось с жительницей Борисоглебского района. Во вторник вопрос необходимости такой оптимизации родовспоможения в очередной раз обсуждался в коридорах власти. На сей раз им озаботились члены комитета по социальной политике Ярославской областной думы.

КАК ВЕЛЕЛ МЕДВЕДЕВ

Директор областного департамента здравоохранения Сергей Людвигович Вундервальд, под чьим руководством уже третий месяц идет оптимизация региональной системы здравоохранения, как всегда пришел к депутатам во всеоружии — цифр, графиков и слайдов. В своем докладе он первым делом перечислил все федеральные законодательные акты, которые предписывают провести эту реформу. В том числе и постановление правительства, подписанное Дмитрием Медведевым, от 28 декабря 2012 года № 2599-р, которое напрямую связывает поступление в регион федеральных денег на повышение оплаты труда медиков с выполнением плана реформирования. Этот план, по словам Сергея Вундервальда, предусматривает сокращение не только количества коек в больницах и ликвидацию роддомов, но и вообще — ликвидацию стационарных отделений в участковых районных больницах. Все это делается, конечно же, в интересах людей — в целях обеспечения их высококвалифицированной медицинской помощью. Сослался Сергей Людвигович и на приказ Министерства здравоохранения и соцразвития № 808-н о порядке оказания акушерско-гинекологической помощи. Именно он, по словам директора облздрава, поставил вне закона все родильные отделения, так спешно закрытые в конце прошлого года. И Сергей Людвигович наглядно, с фактами в руках и графиками на слайдах показал, что жительницы районов на протяжении последних лет всеми силами стремились родить в более комфортных условиях городских медучреждений. Соответственно и средства на содержание родильных отделений в районных больницах стали расходоваться неэффективно, потому как «10 процентов всей коечной мощности в медучреждениях первой группы давали лишь 2,3 процента от объема родов в год по области». Зато областной  перинатальный центр уже вышел на запланированную мощность в 4 тысячи родов в год, но там имеется резерв для увеличения мощности еще на две тысячи.  И вот еще, какие убедительные цифры были приведены. Если до закрытия родильных отделений в Любимской и в Гаврилов-Ямской районных больницах показатель младенческой смертности там составлял от 9,9 до 12,7 случаев на 10 тысяч родившихся, а это очень портило статистику, то после закрытия родильных отделений пару лет назад отрицательный показатель упал до нуля.

РАЙОНЫ БУДУТ

В СОБОЛЯХ

И ГАЗЕЛЯХ

Поразмыслить над тем, что положительный результат  достигнут по принципу «нет родов, нет проблем», мало кто успел, потому что доклад бурным потоком несся дальше. Сергей Людвигович уже демонстрировал фотографии санитарных автомобилей, на которых доставляли и будут доставлять рожениц из необустроенной глубинки в современные и комфортные условия перинатальных центров и городских больниц. И неправда, что женщин транспортировали на тряских уазиках и брезентовых носилках, на самом деле ехали они в удобных и мягких креслах. Да, были случаи, что и проехать машины не могли, и бензин у них кончался, и колесо прокололось, и роды происходили дома, на дежурных койках хирургических отделений, а то и в дороге. Но так в том сами же роженицы и виноваты — надо быть предусмотрительнее. А то живут в отдаленной деревне из двух изб и уже пятого рожают, да еще зимой, в заносы и в бездорожье. А в целом-то система работает. Вон в Борисоглебском на днях проявили сообразительность и пробились к рожающей женщине сначала на пожарной машине (кстати Анна была в числе тех беременных, которые в декабре активно протестовали против закрытия роддома в райцентре), а потом таки успели и довезли ее до Ростовской больницы. А там где не успели, виновные — главврачи и акушеры районных больниц, — уже наказаны —  получили выговоры, уволены, или будут уволены в ближайшее время.

На вопрос, где же сотни обещанных замечательных реанимобилей, которыми должны были снабдить все районы взамен ликвидированных акушерских коек, руководитель областного здравоохранения посетовал на неповоротливость закона, обязывающего проводить бюджетные закупки через конкурсные торги, и цейтнот, в котором пришлось реформироваться. И хотя по результатам проведенных торгов на закупку автомобилей два проигравших участника еще оспаривают результаты в антимонопольной службе, контракт с победителем уже подписан, так что в первом квартале техника пойдет. А потом парк санитарных «газелей» усилят еще и «соболями». По этому поводу депутат Альфир Бакиров тут же зачитал крик души работников переславской «скорой»: «Спасите «скорую», она гибнет! Итог реформы плачевный — 3 — 4 машины обслуживают и город и все села — Купанское, Ивановское, Берендеево. С каждой сменой возим больных в Ярославль. У нас нет больше сил, зарплату убавили до 4 тысяч рублей фельдшерам, и до 7 тысяч врачам…». И дальше процитировал письмо губернатору от жителей Купанского с четырьмя тысячами подписей, в котором люди пишут, что в поселке полностью уничтожают районную больницу, а взамен за 17 миллионов строят «курятник», т. е. офис так называемой общей врачебной практики.

— Мы действовали строго по той концепции, которую определило правительство России и Минздрав, — ответил Сергей Вундервальд. А зарплата работникам «скорой» повысится после окончания реформ.

Много еще чего нового узнали депутаты из доклада Сергея Людвиговича. Например, что зарплата медсестер и акушерок в ликвидированных родильных отделениях была больше 17 тысяч. И как не уверяла рыбинский депутат Лариса Ушакова, что медики в присутствии директора территориального фонда медстрахования Михаила Пушкова называли совсем другие цифры — 6 тысяч, начальник областной медицины не поверил.

Весомым аргументом в пользу верного курса реформ стали, по словам Сергея Вундервальда, и выводы комиссии Минздрава, работавшей в области: решение закрыть около 30 акушерских коек в семи родильных отделениях в районных больницах было правильным. Как оказалось, общий пробег по области комиссии Минздрава, во главе с замруководителя департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения министерства Олегом Филипповым, составил 800 км. И в результате комиссия указала лишь на отдельные недостатки. В частности, что не до конца «разработана логистика по маршрутизации беременных и рожениц». Еще одно замечание  — недостаточно квалифицированный акушерско-гинекологический персонал.

— Но где же взять других, — посетовал начальник облздрава. — Департамент стоит на ушах, а некоторые главврачи расслабляются.   

Тут разговор свернул на тему дефицита медицинских кадров в районах. Не идут медики туда работать — и зарплата маленькая и жилья нет. Штат Пошехонской ЦРБ за последние десять лет не пополнился ни одним врачом, а возраст 75 процентов врачей там старше 50 лет.

Окончание.

Начало на 3-й стр.

Депутат Лариса Ушакова напомнила, что дума уже несколько раз предлагала утвердить программу социальной поддержки врачей в районах, а вместо этого и действующие льготы пришлось ликвидировать, так как все здравоохранение с муниципального уровня было передано на областной. По мнению заместителя председателя думы Евгения Заяшникова, в результате этого реформирования полностью сорвана программа строительства новых объектов здравоохранения на местах.

— Я считаю, что мы сейчас расхлебываем ошибки передачи здравоохранения с муниципального уровня на региональный, — заметил Евгений Заяшников. — Сергей Людвигович, конечно молодец, удар держит, доказывая, что все сделано правильно, но людей-то не обманешь, они другое видят.

СИЛКОМ В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

О том, что комиссия Минздрава, в составе которой была и представитель Всероссийского союза пациентов Лилия Матвеева, полностью проигнорировала мнение пациентов, говорили и другие депутаты.

Эльхан Мардалиев: «Работа комиссии Минздрава была покрыта тайной, никто не знал, куда она поедет, ее представители не пожелали встретиться с депутатами, поговорить с жителями районов, для блага которых эти реформы и затеваются».

Председатель областной думы Илья Осипов: «Вы, Сергей Людвигович, признали, что больше половины женщин все же предпочитают рожать в своих районах. И протестность, которая сегодня возникает, на самом деле обусловлена множеством реальных факторов. Вы с людьми-то поговорили, что им мешает принять вашу «правильную» реформу? Все время заявляете о благе людей, а человека, которого облагодетельствуете, не спросили».

Каким образом и на какие средства родившие женщины с младенцами из районов будут добираться из Ярославля и Рыбинска обратно домой, тоже остается проблемой. Директор департамента заверил, что обратную транспортировку тоже организуют, правда, не пояснил как. А пока и прямая «маршрутизация беременных» остается проблемой, задумались об использовании вертолета. Как выяснилось, вертолет санавиации, приписанный к областному перинатальному центру, базируется в Туношне. Но чтобы забрать бригаду врачей из перинатального центра или со станции скорой помощи, а затем привезти роженицу обратно в роддом, нужна вертолетная площадка в Ярославле. А ее нет и в ближайшее время не предвидится. Вся подходящая земля, оказывается, находится в частных руках.

— Так может нам платить каждой женщине в глубинке по 10 тысяч рублей за то, чтобы и рожали  в своих районных больницах, тогда и количество родов на местах увеличится и родильные отделения можно будет вновь открыть, — высказал мысль Евгений Заяшников. — Это в результате обойдется областному бюджету дешевле.

В общем, депутаты поняли, что проблем с оптимизацией родовспоможения еще много и точку пока ставить рано.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page