Жарились у пирамид и мерзли в гималаях

«Без визы» — это так называется выставка, открывшаяся в Ярославском  художественном музее. На ней представлены произведения XIX — начала XX века, созданные русскими художниками на основе впечатлений от поездок за пределы России. Ряд работ публика увидит впервые.

ХАРАКТЕР поездок был разный. Оплачиваемые из средств Академии художеств назывались пенсионерскими. Выпускники, удостоенные Большой золотой медали за картину, имели возможность выезжать на длительный срок за границу для совершенствования мастерства. Как правило, это была Италия, Рим. Но экзотика тоже манила.

А вот гималайские этюды Василия Верещагина. Путешествие в горное княжество Сикким едва не стоило гениальному баталисту жизни. Автор «Наполеона в зимнем одеянии» сам чуть не замерз, покинутый проводниками на высоте 14 000 футов. Но даже в этот бедственный момент его, опухшего от мороза, измученного ужасными головными болями, не оставляло жгучее желание наблюдать и фиксировать открывающиеся ему красочные гармонии.

Помимо широко известных публике имен, есть здесь и незаслуженно забытые. Федор Бронников прожил в Италии долгие годы, женился на итальянке и похоронен на Русском кладбище в Риме. В свое время сын иконописца из Пермской губернии отправился с обозом в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Но двери этого заведения оказались для него закрыты. К счастью, на способного юношу обратил внимание скульптор Петр Клодт. Бронников никогда не забывал своего отечества. Пример тому — его завещание о передаче родному Шадринску свыше 300 картин, эскизов и 40 тысяч рублей для основания здесь художественной школы.

Ученик Репина Исаак Бродский был дружен с Максимом Горьким. Своих «Детей на берегу моря» он написал, побывав на острове Капри, в гостях у писателя. К сожалению, вскоре подобные шедевры сменили портреты большевистских лидеров и вождей.

Марии Якунчиковой-Вебер, чью «Улочку в Берлине» можно разглядывать бесконечно, находя все новые и новые детали, судьба отмерила всего лишь 32 года. Дочь известного промышленника и мецената, ученица и свояченица Василия Поленова, она была неизменной участницей поленовских рисовальных вечеров, где работала вместе с Серовым и Левитаном. Увлекалась офортом и выжиганием по дереву. Мария поступила вольнослушательницей в Московскую академию живописи, ваяния и зодчества, из которой  вынуждена была уйти  из-за обострившегося туберкулеза. Уехала  во Францию, где и осталась до конца своей недолгой жизни.

На снимке: картина «Монте-Париоли близ Рима» В. Поленова и «Дети на берегу моря» Исаака Бродского.

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.      

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page