Блудная дочь

Вот уже три года  казнит себя мама Надя, что не справилась с непутевой дочкой. Долго билась вместе с психологами и соцработниками с невесть откуда взявшимися  Аленкиными враньем, матом, прикладыванием к бутылочке и недельными отлучками из дома. Никогда на здоровье Надежда не жаловалась, а тут сердце начало шалить, давление подпрыгивать. Зима, морозы, а Алена в свои 14 лет по деревням в округе бродит. А как замерзнет в сугробе нетрезвая? Вот уж горюшко-горе…

ВОСЕМЬ остальных  детей  взмолились: мама, ты нужна нам живой, подумай о нас! И тогда решилась Надежда на последний шаг — пришла на комиссию в РОНО и как на духу рассказала свою непростую историю. Единственный вопрос, который задали измученной женщине: «Вы совсем уже не можете терпеть?». Заплакала Надежда, хотела сказать «потерплю еще», но перед глазами умоляющие лица дочек появились. Выдавила с  болью:  «Совсем…». И оказалась Алена в детдоме в очередной раз….

2006-Й: СКАЗКА

О ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ

С семьей Чаплыгиных я познакомилась в 2006 году. Тогда в Ярославской области полным ходом шла программа по оптимизации детских домов: «больше приемных семей, хороших и разных!». Помнится, я не раз спорила относительно этого проекта с заместителем губернатора (вот были времена, простой журналист мог открыто  высказать свою точку зрения, и к нему прислушивались!). Я до сих пор уверена, что немногие родители справятся с проблемным приемным ребенком. И есть в нашей области такие детские дома, как, к примеру, Первомайский под руководством уникального педагога Ольги Минеевой, которые ничем не хуже приемных семей. Но чиновники были уверены, что будущее именно за приемными семьями. В администрации проводился конкурс на лучшую приемную семью года. Помнится, много мы тогда поездили по области, со многими новонареченными мамами и папами познакомились, массу интересных рассказов услышали.

История Надежды Анатольевны и Виктора Николаевича Чаплыгиных из тех, что врезаются в память навечно. Какие там телевизионные остросюжетные романы — им жизнь куда круче повороты подкидывает!

КАК МАЛЬЧИШКА ВЛЮБИЛСЯ

Надежда родом из Пошехонья, вдова, растила троих детей. Виктор — даниловец, тоже вдовец и тоже один тянул двух дочек и сына. Дочка Нади Таня вышла замуж за сына Виктора Сергея. На свадьбе сватья познакомились и с первого взгляда полюбили друг друга. И для пятидесятилетних, как оказалось, Амур не жалеет своих сладких стрел!

Встречались достаточно долго, Виктор постоянно предлагал к нему переехать. К тому времени двое его старших детей уже выпорхнули из гнездышка, осталась только 13-летняя Света. Ой и нелегко было Надежде отважиться на такой решительный шаг, ведь полвека в Пошехонье прожила, каждый уголок родным стал. Колебалась до тех пор, пока друг Виктора с ней серьезно не поговорил: мол, будешь за ним как за каменной стеной, что сомневаешься-то? Семь лет он вдовел, на женщин даже не смотрел, а тут как мальчишка влюбился!

И переехала Надя в Данилов с младшей дочкой, 12-летней Женей. Девчонки, Света и Женя, сразу подружились. Надежда долго к новому городу привыкала, но полюбила его, прижилась. Обвенчались с Виктором в местном храме. Пять лет как в сказке Чаплыгины-старшие прожили, оказалось, что они —  две половинки, созданные Богом для единого целого. Виктор — мастер на все руки: сам квартиру деревом отделал, как игрушечка стала! А Надежда тоже полностью своему имени соответствует, «мой компас земной, удача, награда за смелость…». Хозяйка отличная, дома зимний сад вырастила, на даче все цветет и благоухает.

Чаплыгины привыкли, что дом всегда полон детей — в общей сложности их семеро: Надежда еще и дочку покойного брата, оставшуюся сиротой в подростковом возрасте, воспитала. Когда младшие девчонки уехали учиться в Ярославль, места себе не находили, как в пустоте оказались. Надежда поделилась своими переживаниями с подругой-соцработником, и та уговорила сходить в детский дом хотя бы посмотреть на обездоленных ребят — может, екнет сердечко?

В 53 ГОДА СТАЛА МАМОЙ ДВОИХ ДЕТЕЙ

До сих пор Надежда Анатольевна не может спокойно рассказывать о своем посещении сиротского заведения. Говорит, словами не передать ощущения от  маленьких грустных глазенок, в которых — нескрываемая надежда на обретение мамы…

Рассказала Виктору — он в то время в детдоме шофером работал, — что приглянулась ей веселая послушная Алена, чем-то на их младшую Женьку похожая. Муж был не против, он из тех редких людей, которые счастливы от того, что делают счастливыми других. На семейном совете решили взять 10-летнюю девочку в свою семью. Оформляя документы, узнали, что у Алены в другом детдоме есть младший брат, 7-летний Ян, и детей разлучать нельзя. Что же делать — наобещали уже Аленке, что никогда ее не бросят — пришлось брать в семью и шустрика Яшу. Мальчишка оказался гиперактивным — ни секунды на месте не сидел, как мячик летал по квартире. Тяжело было приемным родителям, что греха таить, но друг друга постоянно поддерживали: выстоим! Опыт воспитания за плечами огромный, все дети достойными людьми стали. Возраст, конечно, уже немолодой, 53 года, но справимся, не можем не справиться!

Два года прошли без особых проблем. Да, Яша (так домочадцы стали называть Яна) учился не слишком хорошо из-за своей непоседливости. Так мама Надя и папа Виктор в спортивную школу его определили, и мальчишка переменился, нашел себя. Настоящий спортсмен стал — и лыжи освоил, и волейбол, и бег, и хоккей. Аленушка же под неусыпным контролем мамы Нади сумела закончить пятый класс на круглые пятерки. Грамоты Чаплыгины от руководства школ не раз за хорошее воспитание детей

получали.

ГЛАЗА ЗАГОРАЛИСЬ

ПРИ СЛОВЕ «ГУЛЯТЬ»

С Яном Надежда быстро сумела найти общий язык: добрый мальчишка, ласковый. И обнимет, и поцелует, и картинку с цветами для любимой мамы нарисует. Заинтересовать парня проще простого оказалось: с охотой и на дачу ехал, и на лыжах с мамой-папой катался. Алену же мама Надя как ни пыталась чем-то увлечь, не получилось. В школу искусств определили — неохота, в волейбольную секцию — тоже не нравилось. Рукоделием Надежда ее занять пыталась — через пень колоду. Глаза у девчонки загорались лишь при коротком слове «гулять».

В 13 лет Алену как подменили — начала врать. Вместо школы и секций гуляла с непонятными компаниями, куревом от нее пахло, а то и спиртным. Но это еще полбеды, с этим бы как-то справились, уверена мама Надя. А вот отлучки из дома, поиски с милицией — это очень страшно. Страшно было еще и оттого, что не понимали родители, откуда такие наклонности у девочки. Семерых детей подняли и никогда с подобным не сталкивались! Скольких психологов вместе с дочкой Надежда посетила, со сколькими соцработникми долгие беседы вела — все бестолку, хуже и хуже себя Алена вела.

Судьба свела Надежду с человеком, который знал родную маму Алены и Яна. Мужчина рассказал, что родила мама Алену в 16 лет, пила сильно, умерла, не дожив до 30-ти лет. Ничего дороже волюшки у женщины не было, через что угодно перешагнет, лишь бы погулять досыта. Почему не предупредили в детском доме Чаплыгиных о такой наследственности — непонятно. Как-то разоткровенничалась Алена с мамой Надей о своей детской жизни — она в детдом уже немаленькой, девятилетней, попала. Рассказала, что мама  на рынке торговала, 50 рублей ей каждый день давала с условием, что уйдет она куда подальше до самого вечера, под ногами путаться не будет. Поначалу страшно девчонке было, а потом так гулять понравилось!

Долго билась с Аленой мама Надя, девочка постоянно клялась, что больше из дома ни ногой. Но жизнь вольная так манила, что не держала клятв-обещаний, пропадет — вся грязная-худая домой возвращается, и по барабану ей на переживания родителей.

Когда пришла Надежда Анатольевна на комиссию в органы опеки с повинной, девочку тут же в другую приемную семью с большим опытом отдали. Меньше месяца там Алена прожила, в Ярославль рванула, в подъезде жила. Вновь в детдоме оказалась. К маме Наде и папе Виктору приходила постоянно, в детдоме рассказывала, что есть у нее семья, где всегда блудную дочь примут.

РАССКАЗЫВАЕТ,

ЧТО ЗА УМ ВЗЯЛАСЬ

Я встретилась с Чаплыгиными в день 13-летия их семейной жизни. С самого утра муж уже подарил Надежде огромный букет цветов, прибегали поздравить дети и внуки. Когда я завожу разговор о старших детях, Надежда даже немного удивлена — все взрослые, все на ноги встали, душа за них не болит — что говорить-то? Старшая дочь Оля — психолог в центре соцзащиты Пошехонья,  Сергей, Женя, Таня и  Руслан в Ярославле работают, Света — на ювелирном предприятии Ростова.

6 внуков уже у Чаплыгиных, старшему 18 лет, маленькой 2 годика. Младший сын — девятиклассник Ян — радует спортивными достижениями. Надежда Анатольевна бережно хранит семейные фотографии, грамоты и рисунки детей. Вот  Алена и Ян первого сентября — красивые и нарядные, вот с мамой и папой на лыжной прогулке, Аленушка за уроками, Аленушка на даче… Рисунки Яна: цветы и улыбки, на каждом надпись: «Любимой маме». Записка, написанная угловатым подростковым почерком:

«Извините меня за все, что я сделала. Я больше не хочу всех этих ссор и руганей. Мне очень хорошо с вами. Просто у меня такой плохой характер. Я больше не буду так себя вести. Я обещаю. Извините за все, пожалуйста.

Ваша Алена».

Последний раз Алена приезжала к Чаплыгиным осенью. Звонит она постоянно, все рассказывает, что за ум взялась. Из железнодорожного техникума Ярославля ее попросили, сейчас, говорит, на продавца в Семибратове учится, в общежитии живет. Мама Надя хочет ей верить, а брат Ян уверен, что опять врет Алена, отрезанный она ломоть, не исправишь, как ни бейся. Так жалко, говорит, маму с папой, совсем они испереживались, а ничего с ней не сделаешь, не выведешь на прямую дорогу. Как покатилась вниз, уже не остановишь…

Фото Виктора ОРЛОВА.

P. S. В Данилове к нынешнему времени не осталось ни одного детского дома, все они расформированы и переделаны в детские сады.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page