Царь ирод на палочке

Весьма необычный кукольный спектакль показали в  семинарском корпусе Ярославского музея-заповедника.
Рождественская «Драма о царе Ироде» стала частью конкурсной программы IV Областного фестиваля профессиональных театров, посвященного 150-летию со дня рождения Константина Станиславского. Автор инсценировки  и режиссер невиданного по красоте действа — артист-кукловод Ярославского театра кукол Никита Тимошин. Вместе со своими однокурсниками он создал проект «Посолонь».

Весьма необычный кукольный спектакль показали в  семинарском корпусе Ярославского музея-заповедника.

Рождественская «Драма о царе Ироде» стала частью конкурсной программы IV Областного фестиваля профессиональных театров, посвященного 150-летию со дня рождения Константина Станиславского. Автор инсценировки  и режиссер невиданного по красоте действа — артист-кукловод Ярославского театра кукол Никита Тимошин. Вместе со своими однокурсниками он создал проект «Посолонь». Это символ заходящего, то есть уходящего на покой Ярилы-Солнца. Для того чтобы рассказать о рождении младенца Иисуса Христа, авторы собрали множество текстов, украинских, русских, польских, и сделали компиляцию.

Изначально вертепный театр зародился в Средние века в Польше, но с другим названием «шопка», что означает «сеновал». Там вертеп был одноярусным. Стержневые куклы «на потыках», палочках кукольники передвигали посредством прикрепленной снизу проволоки по щелям ящика.   А трехъярусный вертеп характерен для Сибири.  

«Расти, расти, деточка. Зеленая веточка, весенняя почечка, сынок или дочечка. Расти, расти, зернышко, серебряно горлышко, душенька нетленная, дитятко моленное…» Настоящая находка — акапелльное хоровое пение, при котором душу охватывает восторг и волной накатывает благость. Жаль только, что нет свечей, создающих ощущение таинства. Здесь все непривычно: вместо ширмы большой ящик. Его открывают, как окошко, — распахиваются створки, а там шторки в два ряда. Наверху — ясли, где родился Иисус, внизу — царство Ирода, по чьему приказу, как известно,  было умерщвлено 2200 младенцев.

Под звуки бубна и флейты развивается знакомый библейский сюжет. Вот святое семейство спешно бежит на маленьком ослике в далекий Египет, Ангел утешает безутешную Рахиль, которая не смогла уберечь от погибели свое чадо. А вот смерть отрубает косой голову кровопийцу Ироду, и черт «прибирает его душу и кости», уволакивая в преисподнюю.

«Драма о царе Ироде» — не первое творение участников проекта. В Рязанском областном театре кукол, где одно время работал Никита Тимошин, была представлена блоковская поэма «12» в очень редком жанре теневого театра. Сам Никита человек очень разносторонний. Помимо театра, увлекается рок-музыкой, исторической реконструкцией. Любит путешествовать автостопом. Без ума от котов. И даже сыграл это своенравное животное в спектакле «Что за прелесть эти сказки».

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page