Ярославцы выходили олениху

Этот человек был обут в лапти и онучи. Фрагменты их, пролежав в земле почти 800 лет, уцелели, и экспертиза установила, что онучи у него были зимние, утепленные. То есть льняная нитка в материи была соединена с шерстяной. Значит, и убит был человек в этой обувке зимой.

НА ногах других скелетов найдены остатки кожаных сапог. Причем кожа изгрызена мышами. Это возможно было лишь в том случае, если убитые долго пролежали без погребения. В коже одного сапога уцелели и коконы мух. Это значит, что труп в таких сапогах  был предан земле примерно лишь в начале июня, когда уже стали заводиться мухи. Все эти несчастные люди погибли зимой 1238 года.

Такие яркие образы рисуются после прочтения вроде бы сухого, научного сборника «Археология: история и перспективы». Он вышел в Ярославле в 2012 году. Здесь опубликованы материалы  пятой межрегиональной археологической конференции, состоявшейся в столице области в 2010 году.

Такая книга интересна не только для специалистов и краеведов, но и для всех, увлекающихся историей, древнейшим прошлым нашего края. Например, кто и как жил здесь полторы тысячи лет назад, что это за народ, меря? Какими были топорики или украшения у загадочных мерян? Некоторые ученые считают, что именно благодаря женщинам этого племени родился в русских сказках обаятельный образ Царевны-лягушки.

Неподалеку от Углича находится Грехов ручей. Это место известно как старинное курганное кладбище. В одном из захоронений здесь археологическая экспедиция Госэрмитажа обнаружила искореженный скелет, пронзенный осиновым колом. Так обычно поступали с покойниками, которые,  по древнему верованию, встают по ночам пить кровь из живых людей — с упырями.  В археологическом сборнике, в статье С.В. Ерохиной, рассказывается о раскопках на Греховом ручье, производившихся почти на сто лет раньше — в 1900 году. Впервые опубликован дневник И.А. Тихомирова, руководившего этими работами. «Кладбище принадлежит, всего вероятнее, славянской народности ХII века или немного позднее…» — писал он.

В некоторых захоронениях здесь были найдены останки, сожженные на кострах. Это древнейший, дохристианский погребальный обряд. В других — скелеты лишь посыпаны пеплом из поминального костра, что свидетельствует об укреплении новой веры. Вот дневник ученого фиксирует  открывшуюся картину: «Лежит костяк головой на Юго-Запад, лицом вверх… На правой стороне под рукой наклоненный (к телу) горшок, у затылка железный ножичек. У правого уха  серьга — серебряная монетка восточная с проколотым ушком. У ворота бронзовая пуговка, а на ней — 2 бусинки». А дальше иная, трагическая смерть: «Голова к шее приставлена затылком, нижняя челюсть кверх ногами (видимо, она была отрублена)».

Говоря о сборнике материалов конференции, обязательно надо отметить и другой масштабный труд ученых. Это красочный альбом «Археология древнего Ярославля», подготовленный  Институтом археологии РАН. Второе, дополненное издание этой книги вышло в прошлом году. Оттуда и взята трогательная подробность из быта погибшего зимой 1238 года нашего предка. Обутый в лапоточки, в теплые, с шерстяной ниткой онучи, он пал во время штурма Ярославля татаро-монголами в 1238 году.

Красочные иллюстрации и реконструкции портретов людей той эпохи помогают живее представить картину великого побоища. Страшный колодец, в который весной стали стаскивать разлагающиеся трупы убитых горожан. Изнасилованных, с пробитыми палицей черепами женщин, поднятых на копье  маленьких детей.  

Но не только их образы встают перед любознательным читателем. Большинство глав замечательной книги посвящено мирной жизни горожан. Во что они одевались, что ели и пили. Какими были тогда коровы и собаки — в целом значительно меньше ростом, чем современные. В слое XIII века археологи нашли даже полный скелет самки благородного оленя, на одном из ребер ее остался след ранения. По этому поводу сделана трогательная гипотеза: « … костяной наконечник пробил шкуру и застрял в ребре. Но ранение не было смертельным; следы на ребре вокруг наконечника свидетельствуют о выздоровлении и благополучной жизни животного еще в течение нескольких лет… Более реальной представляется ситуация, что раненую оленуху поймали, выходили и содержали сами охотники».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page