Сообразим на троих,

ИЛИ ЧТО ТАКОЕ КАПРЕМОНТ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ Не ошибусь, если скажу, что реформа жилищно-коммунального хозяйства пока еще не принесла рядовому квартиросъемщику ничего, кроме головной боли, и значительно опустошила его карманы. НЕ БУДУ пользоваться официальной статистикой, ибо не очень ей доверяю, а возьму в качестве примера себя.

ИЛИ ЧТО ТАКОЕ КАПРЕМОНТ И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ

Не ошибусь, если скажу, что реформа жилищно-коммунального хозяйства пока еще не принесла рядовому квартиросъемщику ничего, кроме головной боли, и значительно опустошила его карманы.

НЕ БУДУ пользоваться официальной статистикой, ибо не очень ей доверяю, а возьму в качестве примера себя. В 1999 году, когда я въехала в 12-метровую панельную коммуналку в Брагине, обходилась она мне в 54 рубля с копейками, а ныне в зимний сезон плачу я за нее ни много ни мало более полутора тысяч рублей. Грамотный пусть посчитает, во сколько же раз увеличилась стоимость жилищно-коммунальных услуг за последние 14 лет. Ни один из видов услуг не позволил себе столь мощного ценового скачка. Объясняется это просто: человек может обойтись без автомобиля, без норкового манто, без поездки за рубеж, а вот без крыши над головой — никак. Последние штаны продаст, а платить за коммуналку будет. Вот и сделало государство наше жилье поистине золотой жилой по части наживы.

До тех пор пока жилые дома находились в муниципальной собственности, квартиросъемщик еще имел какие ни на есть права спросить с государства: а на что же, собственно, расходует оно средства, которые платятся им за жилищно-коммунальные услуги.

Надоело государству отвечать на эти каверзные вопросы, и оно, ничтоже сумняшеся, сбагрило весь жилой фонд в частные руки. А на частника, сами знаете, где сядешь, там и слезешь. У него одна задача — обогащение.

Механизм передачи муниципального жилого фонда в частные руки прошел, мягко говоря, не корректно. Ведь прежде чем продать любой лежалый товар не первой свежести, продавец должен бы привести его в соответствующий товарный вид. Государство же этими тонкостями не заморачивалось, и как были наши перекошенные, гниющие, рушащиеся дома, так оно их и спихнуло в частные руки. Нашлись, правда, грамотные люди, которые потребовали было от государства, прежде чем передать дома в собственность жильцов, отремонтировать их капитально. Случалось, что квартиросъемщики добивались своих прав. Но это были единичные случаи, и прецедента они не создали.

Управляющие же компании многоквартирными домами, приняв с рук на руки наши развалюхи, не долго думая, решили пустить их в оборот, то есть попытаться извлечь из них доход. И самой доходной частью оказался, конечно, капитальный ремонт домов.

Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов, который возглавляет Дмитрий Владимирович Шубин, был создан 1 января 2011 года. Но свою работу он начал лишь в 2012 году. Предполагалось осуществлять капитальный ремонт домов по типу софинансирования, а проще говоря: сообразить на троих. Капитальный ремонт домов должен был производиться за счет средств федерального и областного бюджетов плюс средства самих домовладельцев. Средства эти определили в пять процентов от общей суммы капитального ремонта дома.

Процесс пошел поначалу довольно легко. И шел он легко до тех пор, пока жильцы не увидели качество этого ремонта. Помнится, в одном из домов на улице Салтыкова-Щедрина в Ярославле рассматривала я калькуляцию работ, которые представила управляющая компания жильцам в качестве отчетной ведомости о потраченных средствах. У меня полезли глаза на лоб, когда я читала эту филькину грамоту. Капитальный ремонт дома — это работа масштабная, состоящая из тысяч мелочей, как то: покупка цемента, песка, кирпичей, гвоздей, водо- и теплоподающих коммуникаций и еще много-много того, с чем сталкивается человек, который ремонтирует свою квартиру. И по логике в калькуляции должны быть учтены все эти статьи расхода, вплоть до мелочей. Денежки счет любят. Однако калькуляция, которую я увидела, потрясла меня своей лаконичностью. В ней фигурировало всего три пункта: ремонт кровли, смена коммуникаций, ремонт подъездов. И все, а внизу стояла сумма что-то порядка 3 миллионов рублей. Воистину, краткость — сестра таланта.

Ознакомившись с калькуляцией, жильцы всполошились, ибо отремонтированная кровля протекала по-прежнему, коммуника-

ции — тоже, а в подъездах был осуществлен всего лишь косметический ремонт. На 3 миллиона это явно не тянуло. Начался судебный процесс, который не завершен и доселе.

 Нынче  районные суды завалены исками жильцов на некачественно проделанные капитальные ремонты. Но повернуть систему вспять уже не так-то просто, ибо очень уж лакомый кусок заимели в своей собственности управляющие компании. Кто-то догадается подать в суд, а кто-то и знать-то не знает про эти суды. Так, посудачат меж собой на лавочке возле дома о том, что опять их обули, да на том и успокоятся. Деваться-то все равно некуда.

Думаю, что  этот факт сыграл не последнюю роль в том, что с 2013 года минимальный процент отчислений собственников на капитальный ремонт своего дома вырос с 5 до 15.  

Особо продвинутые коммунальщики продолжают гнуть свою линию, направленную, конечно же, на обогащение частных управляющих компаний, от которых доходов им значительно больше, чем от нас. Они составляют хитромудрые программы по развитию системы капитального ремонта домов. Так, в прошлом году на капитальный ремонт жилого фонда было заложено из всех источников финансирования 136,6 миллиона рублей. Из них 50 миллионов выделял бюджет области, еще пять процентов от общей суммы составили наши с вами деньги, остальные доплатила Федерация.

В этом году в Ярославской области планируется капитально отремонтировать порядка 200 домов, а это обойдется  областному бюджету уже в 100 миллионов рублей.

Но реформа жилищная на месте не стоит. В 2013 году начала работу специальная комиссия департамента городского хозяйства, которая будет изучать работу ярославских управляющих компаний и, наподобие строгих учителей, выставлять им оценки. Эта необходимость возникла потому, что за предыдущие годы ни один из управдомов не получил оценки отлично, а вот неудов было хоть отбавляй. После проведения такой оценочной компании список двоечников будет обнародован. Но это вовсе не значит, что квартиросъемщик может немедленно расторгнуть договор со своим горе-хозяином. Это пока значит лишь то, что управдомовцы-двоечники не будут иметь приоритета в получении средств на капитальный ремонт. А это значит, что пострадают не только они, но и мы.

И начнется еще одна тягомотина: лишенные поддержки государства на предмет финансирования работ по капитальному ремонту квартиросъемщики, естественно, попытаются сменить хозяев. Но если вы думаете, что это просто, то вы ошибаетесь. Как правило, договоры на обслуживание домов с той или иной управляющей компанией заключаются на четыре года. Но даже и по истечении этих лет вырваться из цепких лап управдомов будет не так-то просто. Об этом наша газета уже писала в материале «Дом на два хозяина», опубликованном в «Золотом кольце» 9 февраля этого года. В нем рассказывалось о том, как жители одного из домов на проспекту Авиаторов в Заволжском районе Ярославля попытались не продлить договор со своим бывшим владельцем и уйти к новому хозяину. В результате они получили за январь 2013 года сразу по два счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, потому как бывшие хозяева не отдали им необходимых по дому документов, а новые — взяли их и без этих документов.

Сейчас чиновники высокого уровня вносят изменения в Жилищный кодекс, которые предписывают разработать на региональном уровне новые нормативно-правовые акты, регламентирующие выполнение капитального ремонта многоквартирных домов. До 1 января 2014 года планируется принять региональную долгосрочную адресную программу по капитальному ремонту. Предстоит огромная работа по определению состояния всех многоквартирных домов региона. По результатам осмотра на каждый из них будет составлен паспорт, их соберут в электронную базу данных, которая позволит ранжировать дома по срокам проведения капремонта.

До конца года в Ярославской области будет утверждена целевая программа, в которой указано, в каком году и в каком доме нужно выполнить капитальный ремонт.

В каждом субъекте Федерации предстоит создать регионального оператора проведения капитального ремонта. В Ярославской области таковой уже создан — это региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов. Теперь до 2013 года планируется разработать программу по капремонту, куда войдут все многоквартирные дома области, включая памятники архитектуры. «Программа будет действовать 25 лет — до тех пор, пока в каждом доме, включая нынешние новостройки, не будет произведен капремонт», — это я цитирую директора департамента жилищно-коммунального комплекса областной администрации Алексея Андронова. Его бы слова да Богу в уши.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page