Не хватило полутора метров

Вылет самолета Ан-2 с рыбинского аэродрома «Южный», состоявшийся в минувшую субботу, 2 марта, запросто мог стать копией трагедии под Туношной, унесшей полтора года назад жизни любимых ярославцами хоккеистов «Локомотива». Те же проблемы с мощностью двигателя на взлете. И также команда на борту. Только в данном случае не хоккеистов, а парашютистов. В конце концов — та же посадка на верхушки деревьев. Но в первую мартовскую субботу судьба рыбинцев хранила. После падения с более чем шестидесятиметровой высоты никто из пассажиров самолета или членов экипажа серьезно не пострадал.

В ЭТОТ день должна была состояться серия прыжков. И трагический вылет около полудня был первым в этом списке. Поначалу ничего не предвещало аварии. На борт поднялись одиннадцать парашютистов во главе с опытным Алексеем Шараповым. А также два члена экипажа: первый пилот Евгений Самсонов и второй — Александр Воскобойников. Заревел мотор, и, разбежавшись на лыжах по заснеженному аэродрому, самолет пошел на взлет.

— Вскоре после того, как на высоте пятидесяти метров убрали закрылки, — рассказывает командир корабля Евгений Самсонов, — единственный двигатель Ан-2 резко стал терять мощность. Времени переживать или волноваться не было. Все длилось меньше минуты. Надо было искать место приземления. Попытаться оживить двигатель. Однако никакие манипуляции с двигателем не помогли…

Двигатель вскоре заглох и находящимся на борту пришлось надеяться лишь на опыт и мастерство первого пилота. К счастью, этими качествами Евгений Самсонов обладает сполна. Он пришел в Рыбинский аэроклуб в 1971 году. С 1984 по 2009-й летал в авиакомпании «Рыбинские моторы». Освоил самолеты: Ан-2, Як-40, Ан-26, Ан-24 и ряд других. Параллельно, с середины двухтысячных годов, осуществлял полеты в рыбинском и костромском аэроклубах. В течение целых десяти лет Самсонову регулярно доводилось летать с губернатором области Анатолием Лисицыным. Только в 2012 году Самсонов подготовил для рыбинского аэроклуба пять пилотов-инструкторов. В том числе двоих для полетов на самолете Ан-2.

Как позже подтвердили специалисты, возможности, планируя, вернуться на аэродром у пилота не было. Для этого не хватало как высоты, так и скорости. Пришлось выискивать площадку для аварийной посадки прямо по курсу. Самсонов выбрал единственно возможное для этого поле. Однако до него самолет не дотянул каких-нибудь семьдесят метров.

— К сожалению, чтобы сберечь машину, не хватило полутора метров высоты, — признается он позже.

Как нам рассказал Евгений Самсонов, когда начались перебои с двигателем, все на борту, прекрасно понимали, что происходит. Второй пилот Александр Воскобойников сразу дал команду парашютистам приготовиться к аварийной посадке. Он же обесточил машину. Руководитель парашютной группы Алексей Шарапов проследил, чтобы к приземлению подготовились все парашютисты. В итоге никто из его подопечных не пострадал.

Немного не долетев до открытой площадки, Ан-2 упал в редколесье, поломав верхушки деревьев. По команде Шарапова все парашютисты тут же покинули воздушное судно и отошли на безопасное расстояние. То же вскоре сделали и пилоты, предварительно проверив, закрыты ли все краны и клапаны.

Все тринадцать человек, находившиеся на борту, в итоге отделались легким испугом. К сожалению, сам самолет ремонту не подлежит.

Для справки. Производство самолетов Ан-2 в СССР было свернуто в 1971 году. Из других стран последней их закончила выпускать Польша (снят с производства в 2002-м). По данным Википедии стоимость самолета Ан-2 (б/у) в хорошем состоянии в 2009 году составляла 75 тысяч долларов.

На снимке: рыбинский Ан-2 на месте своего последнего приземления.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page