Уединенный пошехонец. литературно-краеведческое приложение

МИНИСТР ФИНАНСОВ
У ДВУХ ИМПЕРАТОРОВ В конце января рухнула крыша и часть стены флигеля усадьбы Коковцовых, расположенной в Новоселках, являющейся выявленным объектом культурного наследия. Что называется, дождались. Денег у мэрии, на балансе которой находится эта усадьба, не хватает даже на консервацию памятника. Между тем сама усадьба может потянуть на статус памятника федерального значения. И вот почему.

МИНИСТР ФИНАНСОВ

У ДВУХ ИМПЕРАТОРОВ

Коковцов герб

В конце января рухнула крыша и часть стены флигеля усадьбы Коковцовых, расположенной в Новоселках, являющейся выявленным объектом культурного наследия. Что называется, дождались. Денег у мэрии, на балансе которой находится эта усадьба, не хватает даже на консервацию памятника. Между тем сама усадьба может потянуть на статус памятника федерального значения. И вот почему. 

Строителем усадьбы в Новоселках был Николай Иванович Коковцов —

предводитель ярославского дворянства, сподвижник генерал-губернатора Алексея Петровича Мельгунова. Также он был в числе основателей первого провинциального журнала «Уединенный пошехонец». В конце XIX —  начале XX века в числе владельцев усадьбы в Новоселках значится Владимир Николаевич Коковцов — министр финансов при дворе двух российских императоров, премьер-министр России с 1911 по 1914 годы. Ввиду большой занятости по государственной службе в Новоселках он бывал нечасто. В усадьбе проживала его семья — жена и дети.

До своего вступления в эти должности Владимир Николаевич окончил курс Императорского Александровского лицея. В марте 1873 года он поступил кандидатом на штатные должности в департамент Министерства юстиции, после чего оставался на государственной службе до 1917 года в должности министра финансов. На этом посту В.Н. Коковцов оказался в канун «великих потрясений», изменивших историю страны и мира. Он стал продолжателем экономических реформ премьер-министра Петра Столыпина.

Самая первая напряженная работа Владимира Николаевича Коковцова на посту министра финансов, кроме изыскания средств на Русско-японскую войну, касалась приспособления Китайской железной дороги к потребностям военного времени. Официально строительство Китайской железной  дороги было завершено в 1903 году, но после сдачи в эксплуатацию  она едва обеспечивала прохождение по ней пары поездов, так как  принадлежала к компетенции Министерства финансов. В.Н. Коковцов взялся за финансовую сторону решения вопроса ее модернизации.  При его содействии дорога перешла с 4-поездного  графика на

8- поездной, через 8 месяцев — на 14-поездной, а в октябре 1905 года по ней ходила уже 21 пара поездов. Работа Китайской железной дороги во время Русско-японской войны всегда приводилась в пример как доказательство небывалых успехов, которые были достигнуты в технике перевозок при исключительных условиях.

В конце 1904 года Владимир Николаевич Коковцов ведет переговоры с немецким банковским домом «Мендельсон и Ко» о предоставлении очередного займа. Как отмечал сам Коковцов,  для него эти переговоры прошли на удивление легко. Их не  нарушили ни падение Порт-Артура, ни постепенно ухудшающееся военное положение в России.

Со стороны Германии в переговорах принимали участие глава дома Эрнст фон-Мендельсон Бартольди и его правая рука Фишель. Переговоры о займе 1905 года были закончены вскоре после январских событий. Заем был заключен во второй половине февраля и выпущен на германский рынок в самом начале марта. Все основные условия займа были выработаны подробными предварительными сношениями с Берлином. На этой сделке русская казна  сэкономила 500 000 рублей.

Хорошо известна афера с чилийскими броненосцами. После нескончаемых разговоров и встреч российским правительством было решено купить четыре чилийских крейсера-броненосца на сумму 58 миллионов рублей. Такая сделка могла укрепить военное положение России в войне с японцами. Были известны все имена посредников в этой сделке. Выплатить предполагаемую сумму надлежало в Париже через дом Ротшильда.

Большую предусмотрительность в этом деле проявил Владимир Николаевич  Коковцов.  Если бы вовремя не были приняты меры, то российская казна  могла потерять 58 миллионов рублей. В силу сложившихся обстоятельств, когда упоминаемые корабли уже готовы были поступить под командование русского военно-морского флота, адмирал Абаза получил приказание выехать в Париж для проведения окончательных переговоров по этой сделке, но деньги ему не доверили, вся сумма оставалась на руках Коковцова. В Париже адмирал долго ждал своих посредников, но так и не дождался. Сам Коковцов комментирует это так: «Были ли вообще эти чилийские броненосцы? И может, чилийское правительство и не помышляло продавать их нам, а все это хитро задуманное предприятие существовало лишь в воображении всевозможных посредников, рассчитывающих на легкомыслие наших  представителей». Так русские деньги были спасены.

Владимир Николаевич Коковцов принадлежал к числу людей,  безотказно посвятивших себя службе своему Отечеству. Так почему же такой уникальный объект культурного наследия в нашем городе, как усадьба Коковцовых в Новоселках, не заслуживает к себе  пристального внимания? Ведь на наших глазах гибнет история нашего Отечества, тем самым мы теряем память о славном прошлом России.

Сергей КРЫЛОВ.

Я БЕЗ ТЕБЯ, КАК СЛОВО БЕЗ ЗНАЧЕНЬЯ

Коковцев Владимир Николаевич Ярославль

В конце января в ярославском  издательстве «Индиго»  вышел в свет сборник стихов поэта, члена Союза российских писателей Любови Новиковой «На краю огня». Это ее шестая книга. Предлагаем вам стихи из этой книги.

***

Наплакалась, и снова петь.

Огню гореть,

траве шуметь,

А птице, ей — летай да пой.

У птицы нет судьбы другой.

Ее гнездо на всех ветрах,

На всех снегах, на всех

 дождях.

В нем вряд ли кто найдет

 приют.

С чужими птицы не  живут.

Крыло с крылом.

Как с тьмою свет.

Другой судьбы у птицы

нет.

А вскинешься о том жалеть,

То не летать тебе, не петь.

Все — радость, горе, боль,

 тоску —

Все — в Слово. А потом —

в строку.

Потом — в размер. Потом —

в судьбу.

Все — перекладиной

к столбу.

И столб уже — не столб,

а крест.

От сердца к сердцу

благовест.

А если Слово — не в судьбу,

Пойдешь к позорному

 столбу.

Другой судьбы у птицы нет.

Все, что не в Слово, —

под запрет.

Коль два крыла тебе

в судьбу

На перекладину к столбу.

***

Изгнанница из алтаря

любви.

Избранница небесных

песнопений.

Живу, как церковь

Спаса-на-Крови, —

Себе — погибелью,

другим — спасеньем.

Откуда мне приходят силы

 жить,

Я и сама еще

не понимаю.

Отдать себя.

И о себе забыть.

И не искать потерянного

 рая.

Жить так, как будто я

нездешних мест.

Как будто не из плоти,

не из крови.

Как будто я одною

из невест

Христовых избрана

служить при Слове.

Не для объятий руки

мне даны.

Хоть руки мне даны

и для объятий.

Но я их вырву из своей

спины,

Когда меня захочется

предать им.

Я размозжу их до живых

костей,

Коль им захочется

тепла земного.

По этим пальцам

из души моей

Сочится Слово.

 

***

Я сделала последние шаги.

Переступила все свои

зароки.

Ты осторожней —

рук не обожги

Об эти строки.

Ты думаешь,

что превозмог меня,

Гортань мою передавил

на крике?

Как будто можно

раздавить огня

В полнеба полыхающие

 блики.

Ты опоздал.

Теперь не погасить

Его волны безжалостной

и шумной.

Посторонись.

Души бы не спалить,

Мой осторожный,

мой благоразумный.

Узнаешь ли, взошедший

на престол?

Поверишь ли, вкусивший

 липкой славы?

Тот костерок, что ты шутя

 развел,

Теперь поднялся

разъяренной лавой.

Все на пути ломая и круша,

Уже и мне он нынче

не подчинен.

Моя до крови стертая Душа

Лежит голодной выжженной пустыней.

И я, как погорелая вдова,

В кострище роюсь голыми

 руками.

И о тебе последние слова,

Как угольки, я достаю

на память.

***

Ведь это ж надо —

расцвели цветы

На ветхом подоконнике

 моем.

Вот это — я, а это — ты.

И почему же нам

не быть вдвоем.

О, как проста гармония

 любви:

Всего лишь только руку

 протянуть.

Всего лишь только:

позови.

Мне даль-не даль к тебе

и путь-не путь.

Не будет шпал, так я могу

 пешком.

Отменят рейс —

сама я полечу.

Откажут ноги —

я могу ползком.

Откажут руки —

в голос закричу.

Пусть даже не случится

мне успеть,

Но я, поверив

сердцу своему,

Хочу, чтобы меня

застала смерть

На полдороге

к дому твоему.

О, как ты расточительно

живешь,

Как будто жизни у тебя —

 века.

Чего же ты молчишь?

Чего ты ждешь?

Где голос твой?

И где твоя рука?

Пусть даже все

закончится ничем.

Пусть только миг пробудем

 мы с тобой.

Дай выплакать мне

на твоем плече

Последнюю

свою любовь.

***

Ты слышишь, плачет

в тонких ветках ветер.

Не может быть, что б ты —

и не заметил.

Не может быть, чтоб ты —

и не узнал.

Ведь были мы,

как молния с грозою.

Как два крыла

над черною землею,

Как царь с царицею.

Как с морем шквал.

И вот распались

на две половины.

Последствия остались

без причины.

Крест — без могилы.

Песня — без певца.

Я без тебя, как слово

без значенья.

Ребенок, не доживший

до рожденья.

Творенье, потерявшее

 творца.

Я вся твоя — от буковки

до сердца.

Где ты еще найдешь

единоверца

Такого, что хоть рви его

живьем?

Такого, что хоть в землю

по ключицы.

Какой ты царь, коль рядом

 нет царицы?

И как летаешь ты

с одним крылом?

Что ж ты на голос мой

не отозвался?

И чем ты перед Богом

 оправдался

За то, что мимо, как чужой,

прошел?

И если так уж ты богат,

дружочек,

Не откажись хотя б

от этих строчек,

Которым ты, как тонким

 веткам ствол.

***

О, эти белые деревья,

Печалящие сумрак ночи.

О, эти черные деревни

Страны, что разорвали

в клочья.

Меся безжалостную

слякоть

И глядя в старческие лица,

Уже мне хочется

не плакать,

Уже мне хочется молиться.

И я по тропочке по узкой,

По забурьяненному полю

Иду землей своею русской,

Как странница

на богомолье.

К ней, как к разбитому

корыту,

Сбежались те,

 кто был мне братья.

Мне хочется творить

молитвы,

А получаются проклятья.

И я последней мукой

сердца

Взываю к Богу:

«Виждь и внемли!

Причисли к лику

страстотерпцев

Мою поруганную землю.

И эти белые деревья,

Печалящие сумрак ночи.

И эти черные деревни

Страны, что разорвали

в клочья.

И эту пасмурную слякоть.

И эти старческие лица.

Все то, над чем еще

мне плакать,

И то, чему уже молиться».

СИМВОЛ ВЕРЫ И ВОИНСКОЙ СЛАВЫ

Первый провинциальный журнал уединенный пошехонец

Юбилейные даты великих событий  в Наполеоновских войнах и с ними их атрибутика будут еще долгое время напоминать нам о торжестве русского оружия.

Расскажу об одном памятном подарке, преподнесенном  российским дворянством царю  Николаю II 27 августа 1912 в Москве. В тот день вся Россия широко отмечала юбилей издания императорского указа о прекращении войны с Наполеоном, когда Россия и ее столица Москва, названная Третьим Римом, была освобождена от неприятеля.

Для разработки проекта стяга и исполнения его в натуре была избрана комиссия во главе с П.П. Голицыным, В.А. Драшусовым, бароном  А.А. Пилар фон Пильхау, Н.Н. Самариным, А.Д. Самариным, князем В.А. Голицыным. Рассмотрев проект стяга, составленный художником С.И. Вашковым и одобренный профессором живописи В.М. Васнецовым, члены комиссии решили приступить к реализации своих планов.

По своему внешнему виду творение напоминало древний стяг с древком и верхней перекладиной, образующей крест. Такую форму стяга подсказал защитнику христианской веры  Константину Великому сам Иисус Христос в виде знамения на небе в 312 году во время войны с  правителем западных Римских территорий — Максентием.

На лицевой стороне стяга было помещено изображение Нерукотворного Спаса, лик которого напоминал образ «Спас златые власы» XV века, находящегося в то время в Успенском соборе.

На обратной стороне воспроизведен Святой Георгий Победоносец. Общая композиция иконы заимствована с фрески XIII века церкви Святого Георгия в Старой Ладоге.

Вокруг изображения Нерукотворного Спаса помещена молитва «Спаси Господи люди твоя», а вокруг иконы Святого Георгия молитвы — «Святый Великомучениче» и «Победоносного Георгия моли Бога о нас».

Вокруг молитв на обеих сторонах стяга были помещены рисунки 50 губернских гербов, а между ними по углам находилось изображение государственного герба.

На одной стороне — откосе стяга — помещена надпись: «Его Императорскому Величеству Н.А. Романову от Российского дворянства», на другой — «1812-1912 гг.».

Святые иконы и губернские гербы были исполнены шитьем шелками разных цветов, а венчики на иконах и государственный герб шиты жемчугом, низ стяга украшен рядом жемчужных кистей и изумрудами.

Стяг прикреплялся к древку при помощи верхнего кронштейна и боковыми кольчужными державками. Верхняя часть древка, так называемая «челка», состояла из ажурного клейма, имеющего форму копьевого наконечника.

Исполнение стяга было поручено известной ярославской фирме «Торгово-промышленное товарищество П.И.  Оловянишникова и сыновья», которая выполнила деревянные и металлические части. А всю работу по вышивке шелками и украшением полудрагоценными камнями сделали монахи Ивановского монастыря в Москве.

В назначенный день стяг был преподнесен императору в зале Российского Благородного собрания.

Император Николай II произнес речь с ответными благодарственными словами в адрес российского дворянства. «Я уверен, — говорил император, — что в нем… будет вечно жить дух верности и преданности к своим Государям и беззаветной любви его и всего народа русского к нашей матушке России».

Александр БЕКЕЕВ.

ПАМЯТИ

КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВА

Оргкомитет Васильевских чтений объявляет об открытии IV Ежегодного поэтического конкурса памяти Константина Васильева «Чем жива душа…».

В конкурсе могут принять участие все желающие, пишущие на русском языке. Заявки на конкурс принимаются с 1 марта по 1 мая 2013 года.

Жюри конкурса, состоящее из поэтов-профессионалов, под председательством известного литературоведа, профессора РГГУ (Москва), доктора филологических наук, главного редактора журнала «Вестник гуманитарных наук» Юрия Борисовича Орлицкого определит финалистов, которые будут приглашены на Васильевские чтения 18 августа в Ярославль, где и объявят победителей конкурса.

Дипломантам конкурса «Чем жива душа…» будет предоставлена возможность прочесть свои произведения перед гостями и участниками Васильевских чтений. Победители конкурса будут награждены специальными дипломами.

Организаторы Васильевских чтений берут на себя обязательство издать итоговый поэтический сборник «Чем жива душа…», в котором будут представлены все финалисты конкурса, произведения финалистов разместят и на официальном сайте конкурса.

Получить информацию и оформить заявку на участие можно на официальном сайте конкурса: www.konkurs.Poet-KV.ru.

По любым вопросам, связанным с участием в конкурсе,  обращайтесь в оргкомитет, на электронный адрес: konkurs@poet-kv.ru  или по контактным телефонам: +7(4852)54-93-59 и +7(905)134-76-52.

Илья Васильев, координатор

Васильевских чтений и поэтического конкурса.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page