Когда тисиз был настоящим

50 лет тому назад, 1 апреля 1963 года, в Ярославле постановлением правительства России была создана территориальная изыскательская организация, изначально именовавшаяся отделением Московского центрального треста изысканий.

Изыскатели (геологи, топографы, гидрогеологи и др.), работавшие в различных подразделениях Ярославской, Костромской, Ивановской и Вологодской областей, составлявших зону ответственности отделения, вошли в число сотрудников территориальной организации. Ее интенсивное развитие дало возможность Госстрою России преобразовать отделение в самостоятельный Верхневолжский трест инженерно-строительных изысканий —

«ТИСИЗ». Так сформировался «дом изыскателей» Верхнего Поволжья. Именно 1 апреля 1963 года можно считать датой образования ТИСИЗа. Верхневолжский трест был одним из многих территориальных  организаций, созданных правительством России на обширных пространствах страны с целью повышения уровня природопользования и безопасности народно-хозяйственной деятельности.

Рост объемов строительства, повышение масштабности, сложности сооружений, увеличение нагрузок на природную среду провоцировало ответную реакцию. Земная поверхность, геологическая среда отвечали осадками, проседаниями, оползнями, подтоплениями и другими опасными геологическими процессами. Стране необходима была надежная, компетентная, пространственно развитая служба, способная обеспечивать народное хозяйство, проектирование, строительство информацией об особенностях природной среды осваиваемых территорий и прогнозировать вероятные осложнения. Такой службой стала сеть многочисленных территориальных организаций: трестов, отделений, экспедиций. И в их числе Верхневолжский ТИСИЗ.

Ежедневно от стен подразделений треста в поле уходили десятки бригад геологов, гидрогеологов, топографов. Результатами их труда были топографические планы, инженерно-геологические карты и разрезы, графики полевых исследований свойств грунтов, в отдельных случаях — материалы изучения конструкций старых, обновляемых зданий, геохимические и геофизические характеристики подземного пространства, а также материалы специфических исследований по требованию заказчиков и проектировщиков. Основным целевым принципом работы треста была полнота и достоверность информации. Проектировщик и строитель должен иметь возможность учесть все особенности природной среды застраиваемого участка. Игнорирование этих особенностей ведет к ошибкам в проекте и строительстве, деформациям и разрушению сооружений и даже гибели людей. Аварийные ситуации по этим причинам случались и в Ярославской, и смежных областях. Газетная статья не позволяет перечислять примеры. Сотрудники треста не раз участвовали в экспертных оценках таких ситуаций. Подразделения треста возглавлялись опытными квалифицированными специалистами, в  том числе и кандидатами наук. Средний персонал готовился на собственных курсах, свидетельства об окончании которых были признаны по всей России. В период наивысшего развития численность ТИСИЗа существенно превышала тысячу человек.

 Верхневолжский трест был хорошо организованной, высоко технологичной службой. Поэтому изыскатели треста привлекались вышестоящим руководством для оказания помощи различным инстанциям далеко за пределами зоны ответственности. Геологи и топографы треста работали в Архангельске, в Мурманске, в Воркуте, в Набережных Челнах, в Елабуге, в Армении, на Кубе, во Вьетнаме, в Лаосе, в Ираке и других городах и странах.  Верхневолжский трест активно сотрудничал с многими практическими и научно-исследовательскими организациями, принимая участие в научных и производственных конференциях, совещаниях, симпозиумах. Нередко был их организатором.

Окончание на 8-й стр.

Научно-практические разработки треста неоднократно одобрялись вышестоящими организациями, а некоторые используются до настоящего времени.

Важнейшей перспективной  задачей треста считалось использование преимущества крупной территориальной организации в составлении инженерно-геологических, гидрогеологических и иных карт городов зоны ответственности треста в крупном масштабе. Но для этого требовалось длительное время для сбора информации. Такая работа проводилась вплоть до ликвидации треста.

Перестройка и приватизация разрушили стройную систему инженерных изысканий. Сократились объемы инвестиций в капитальное строительство. Практически прекратилось государственное финансирование проектных и изыскательских работ. В инвестиционном цикле изыскания — проектирование — строительство самое слабое звено — изыскания. В основном они реализуются на субподрядных началах, в которых проектировщики выступают как заказчики. В условиях дефицита финансирования, стремясь сохраниться, проектные организации сократили свое сотрудничество с изыскателями. Перестали финансироваться работы, не связанные с проектированием: инвентаризационные топосъемки, разбивки опорных геодезических сетей, наблюдения за осадками. Сократилось бурение гидрогеологических скважин. Прекратилось финансирование бюджетных тем и многих других видов работ. Изыскатели ТИСИЗа резко обеднели.

В других регионах на помощь ТИСИЗам пришли спонсоры и власти. В Ярославле этого не произошло. Компенсацией потери заработной платы стала распродажа только что полученных акций. В этих условиях приватизировать трест было не трудно. Он и был приватизирован и ликвидирован. Инженерные изыскания сегодня, как в 50-е годы, выполняют отдельные небольшие организации.

Сегодняшние изыскатели Ярославля и других городов бывшей зоны ответственности ТИСИЗа — его прямые наследники, продолжатели и хранители традиций. Это служит предпосылкой доверия к их деятельности. Остается лишь надеяться, что обещание руководителей страны о бурном народно-хозяйственном развитии сбудется. Возможно, это приведет к необходимости восстановления территориальной изыскательской службы. Пока же бренд «ТИСИЗ» использует организация, не имеющая отношения к изысканиям.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page