Кипу разноцветных квитанций по оплате услуг ЖКХ получили в начале прошлой недели жители 250-ти многоквартирных домов Рыбинска. Все эти синие, желтые и красные с розоватым отливом листочки, напечатанные по заказу общества с ограниченной ответственностью «ИРК «Биллинговый центр», в основной своей части дублировали счета, уже выставленные тем же жильцам МУП «Информационно-расчетный центр» (ИРЦ).
ЧТОБЫ люди не потерялись в догадках, какой цвет квитанций главнее, в те же дни на дверях подъездов вышеуказанных многоэтажек появились разъяснения: «В марте 2013 года возможно получение вами двойных квитанций. В связи с этим, обращаем ваше внимание, что оплату за жилищно-коммунальные услуги за март необходимо производить только по цветным квитанциям».
Как вскоре узнали горожане, попытка передела рынка сопровождения оплаты услуг ЖКХ была предпринята в последний рабочий день марта, а именно в пятницу 29-го. Коснулась она двух солидных кусков жилого фонда. А именно, 90 бывших кооперативных домов, управляемых организацией «Финансовый попечитель» и еще 160 многоэтажек, находящихся в обслуживании УК «Волжский». МУП «ИРЦ» получила от этих организаций уведомления о расторжении договорных отношений на обслуживание расчетов по данному жилому фонду 29 марта около 15-30. Как выяснилось, к этому времени муниципальное расчетное предприятие уже не только напечатало свои белые платежные квитанции, но и успело отправить их в разноску. Как результат — к всемирному Дню дураков — первому апреля, жильцы 250 домов получили в своих ящиках все вышеописанное дублирующее друг друга цветовое многообразие.
Однако «первоапрельская», как ее окрестили рыбинцы, попытка передела рынка не удалась. И, прежде всего, коса нашла на камень в двадцатитысячном рыбинском поселке Волжский. Микрорайон бурлил всю неделю. Как итог, в пятницу, 5 апреля, его жители собрались в здании поселкового ДК, чтобы разобраться в происходящем. Организовал встречу комитет по территориальному общественному самоуправлению (КТОС) под председательством Наталии Виноградовой. Ажиотаж был такой, что зал на 650 человек был переполнен. И люди, кому не хватило мест, вынуждены были расположиться в проходах.
На встречу пригласили как представителей заинтересованных организаций, так и высоких чиновников. В частности, администрацию города лично представил заместитель главы по городскому хозяйству Денис Добряков. МУП «ИРЦ» — его директор Татьяна Шалухина. ООО «ИРК «Биллинговый центр» — директор Светлана Климова, а также один из учредителей этой организации Максим Ковалев.
Как пояснили простые горожане, более всего в случившемся их возмутило то, что управляющая компания «Волжский» расторгла договор МУП «ИРЦ» и перевела платежи в «Билинговый центр» без согласования с собственниками жилья, что является прямым нарушением действующего законодательства. Заместитель главы Денис Добряков в своем выступлении обозначил и другое нарушение — согласно федеральному закону «О персональных данных» без согласия жильцов передавать их данные в другую обслуживающую платежи организацию управляющая компания не имела права. Инициаторы развода с МУП «ИРЦ» пытались оправдаться. В частности, как пояснил Максим Ковалев, переход в новую расчетную организацию стал вынужденным, так как МУП «ИРЦ» несвоевременно переводил деньги жильцов тому же «Водоканалу» и «Теплоэнерго». На что директор ИРЦ Шелухина пояснила, что задержки были, потому что многие расчеты шли через банки. С ними были заключены договора, в рамках которых деньги перечислялись до определенного дня месяца. Если, к примеру, платежи жильцы производили после двадцатого числа, то эти финансовые средства на время зависали на банковских счетах.
О том, что действия по переводу платежей из муниципального «ИРЦ» в частный «Биллинговый центр» незаконны, четко сказала ведущая собрание КТОСа Наталия Виноградова. Она показала свой договор, заключенный с управляющей компанией, где четко написано, что все платежи населения за услуги ЖКХ должны строго проводиться либо через саму управляющую компанию, либо через МУП «ИРЦ».
— Нас, как собственников, не предупредили о том, что изменяются условия договора, — отметила Наталия Виноградова. — Я проконсультировалась с юристами департамента ЖКХ. На мой официальный запрос они сделали однозначный вывод, что управляющая компания «Волжский» своими действиями прямо нарушила договор с жильцами.
Как было отмечено на собрании, более всего от случившегося пострадало городское хозяйство. Получив несколько квитанций, люди пребывали в растерянности по какой из них платить. Поэтому многие просто задержали платежи. Впрочем, тех, кто заплатил по цветным квитанциям, уверили, что их деньги не пропадут и будут перечислены по назначению.
Среди прочего возмутило людей и то, что для разноса цветных квитанций были привлечены школьники. Именно их с кипами цветных листочков в руках видели жильцы в своих подъездах.
После длительных дебатов КТОС принял резолюцию. В ней жители потребовали от управляющей компании надлежащего исполнения договора с собственниками жилья. Самой УК с 1 апреля было настоятельно рекомендовано вернуться на обслуживание платежей населения в МУП «ИРЦ». Также по факту несостоявшегося передела рынка КТОС направит соответствующую бумагу в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку произошедшему.
В итоге белые (квитанции) победили. Своим решением собрание КТОСа рекомендовало жителям Волжского оплачивать за услуги ЖКХ только по этим нецветным квитанциям.