Три шутки в ялте

25 — 26 апреля в Ярославле, в библитеках имени Лермонтова и имени Чехова, будет проходить всероссийская научно-практическая конференция «Чехов в культурном пространстве XXI века». Наша публикация посвящается этому интереснейшему культурному событию.

Летом, в июле 1987 года, по инициативе тогда старшего преподавателя Ярославского театрального училища (вуза) Николая Редькина, студенты 3-го курса заслуженного деятеля искусств РФ профессора Владислава Андрушкевича отправились в Крым на самоокупаемую практику. Надо было апробировать спектакль, поставленный по трем шуткам — одноактным пьесам «Медведь», «Предложение», «Юбилей».

Это был водевиль с интермедиями, названный сначала «33 обморока», потом режиссер спектакля Владислав Андрушкевич  переименовал его в «Три шутки, или 25 поцелуев».

В молодом Николае Редькине бурлит энергия, он горит инновациями, ему только 35 лет,

он на 40 лет младше своего старшего коллеги, готов на творческие свершения. Договорившись с молодым директором Дома-музея имени А. П. Чехова Геннадием Шалюгиным о взаимном сотрудничестве, едет со студентами на гастроли по Большой Ялте. Будучи расквартированными на даче Ольги Книппер-Чеховой в Гурзуфе, в 1987 году ставшей отделом Дома-музея А. П. Чехова в  Ялте, студенты 3-го курса рассматривали  уникальные фотографии Антона Павловича и Ольги Леонардовны, а также МХТ. Будущие актеры радовались, что вплотную прикоснулись к истории создания пьес «Три сестры», «Вишневый сад» и других и, естественно, к истории русского театра.

Студенты-театралы быстро обжились. Утром и вечером они активно плавали. Наш сын Руслан, занимавшийся плаванием в Ярославле в школе олимпийского резерва, радовался, что тут нет дорожек, как в бассейне, куда хочешь, туда и плыви. Четырехлетняя дочь Настя там научилась плавать. Но нам с Николаем Николаевичем покоя испытывать не приходилось — приглядывали не только за своими детьми, но и за 15 студентами, так как в Черном море водились хищные рыбы: скаты и лисицы. Ребята из-за бурного плавания сильно нагоняли себе аппетит и поедали все что можно. Наш бард, студент Алексей Макрецкий, научился добывать и готовить мидии. Однажды, правда, он сильно порезался о створки раковины…

Веранда музея в Гурзуфе в один из дней стала импровизированной сценой, где сыграли одну из одноактовок-шуток «Предложение». Алексей  Макрецкий выступал в роли отца главной героини — Степана Степановича  Чубукова.  Борис Гребенкин — сватающегося мнительного соседа Ивана Васильевича Ломова. Татьяна Тишкова выступила в роли чересчур обидчивой невесты Натальи Степановны Чубуковой.  Ребята были в творческом ударе, играли с воодушевлением. На спектакле присутствовали три актера из «Современника». Я запомнила только Игоря Квашу.  

 Это потаенное место А. П. Чехов разрешил при жизни посетить только И. А. Бунину и В. Ф. Комиссаржевской, которой подарил свое фото с надписью «Вере Федоровне Комиссаржевской, 3 августа, в бурный день, когда шумело море, от тихого Антона Чехова». Бунин на гурзуфской даче побывал дважды — в 1900-м и 1901 году. Мы были счастливы, что находимся в этом святом месте, ходили как завороженные. В чеховской Белой даче (Доме-музее) сыграли четыре спектакля: два на пленере, перед музеем, где расставили мобильные ширмы и выгородки для показа трех шуток — «Медведя», «Предложения» и «Юбилея». Два спектакля представили в самом музее. Студенты играли с большим подъемом. Публика активно реагировала, хохот стоял оглушительный.

Лидировал Владимир Балашов, сыгравший брутального и неукротимого Григория Степановича Смирнова, бешено требовавшего долг у настырной вдовы его заемщика — Елены  Ивановны Поповой (исполнительница —  очаровательная Эльвира Галицкая). Это была, по моему мнению, лучшая роль  Балашова не только на студенческой скамье, но и в театре имени Ф. Г. Волкова, в труппу которого он был приглашен и вскоре стал заслуженным артистом России. Фатально, что Владимир и в театре стал играть эту роль в спектакле «2 комедии о любви» (режиссер Валерий Кириллов). К сожалению, Владимир рано ушел из жизни. Вскоре после премьеры погиб в Бутусовском парке Ярославля, провожая вечером американскую актрису.

Мне более всех запомнилась студентка Ирина Крячун, с блеском игравшая в «Юбилее» комическую старуху Настасью Федоровну Мерчуткину. Роль нестареющего человека с моноклем очень умело исполнял высокий, статный, с шикарной  шевелюрой черных кудрей  Василий Савинов. После окончания вуза он успешно играл в Ставропольском краевом академическом драматическом театре. В столицу перебрался в 2004 году,  снялся во многих известных сериалах: «Папины дочки», «Каменская», «Кодекс чести», «Мент в законе», «Доктор Живаго». В Москве Василий успешно работал в театре «Сопричастность», сыграл серьезные роли в спектаклях: «Вишневый сад»,  «Месье Амилькар», «Таланты и поклонники». Но жаль, будучи в такой хорошей артистической форме, прервал свой творческий полет. В конце марта 2013 года его не стало — случился инфаркт.

Из этого курса мог получиться замечательный театр. Ребята были разноплановые, с точно вырисовывающимися амплуа. Если Василий Савинов — герой-любовник, то Андрей Аладухов (исполнитель роли Кузьмы Николаевича Хирина — бухгалтера банка, старика-падагрика, жутко страдающего от простуды) — характерный актер. Уже тогда в молодом возрасте так умело и артистично сыграл Андрей. Владислав Станиславович на репетициях млел от восторга, взирая,  как искусно купался в роли этот студент. (Талантливые ребята, на которых возлагал большие надежды мастер курса В. С. Андрушкевич,  А. Аладухов и  И. Крячун вскоре поженились. После окончания вуза они создали в Москве «Театр Марионеток». Андрей сейчас служит директором этого кукольного театра, а Ирина — художественным руководителем).

Ребята с благоговением вспоминали и помнят до сих пор чудо-женщину, экскурсовода от бога Аллу (Ангелину) Васильевну Ханило. Она с таким знанием, любовью, мастерски поведала столько неведомой информации об А. П. Чехове и О. Л. Книппер (1868 — 1959) — его жене, народной артистке СССР, актрисе МХТ, их племяннике М. А. Чехове (1891 — 1955) — великом артисте театра и кино, о сыне брата Антона Павловича — Александра Павловича (1855 — 1913)!   Михаил Александрович великолепно играл в студии Е. Б. Вахтангова, а потом преподавал в Голливуде актерское мастерство у ставших потом знаменитыми: К. Иствуда, М. Монро, Э. Куинна.  Для меня и Н. Н. Редькина этот чудо-артист был кумиром.

Дачи О. Л. Книппер в Гурзуфе и ее брата находились рядышком. В 1987 году мне захотелось заглянуть в соседскую. Но ее покатость к морю и заросли колючих кустарников не позволили удовлетворить любопытство. У Аллы Ханило не стала об этом расспрашивать. Меня интересовала другая информация. Я ходила за ней по пятам. Тогда, 26 лет назад, не были опубликованы материалы о немецкой актрисе Ольге Чеховой, первой жене Михаила Чехова и подруге Евы Браун. Именно она много секретных данных передала советскому правительству, сообщив даты начала военных операций гитлеровских войск на территории СССР.  Ребята интересовались, почему сестра Антона Павловича, Мария, не вышла замуж за друга семьи, художника Исаака Левитана, сделавшего ей предложение, почему Ольга Леонардовна не родила ребенка? Как умудрилась Мария Павловна, будучи директором музея, спасти его в годы гитлеровской оккупации? Алла Ханило —  энциклопедия. Сейчас ей 85 лет. Она — заслуженный работник культуры Крыма, лауреат премий международного фонда по культуре имени Леонардо Да Винчи, имени А. П. Чехова и других.

Спасибо судьбе, что она меня свела с такими людьми, как супруги-педагоги Андрушкевичи, как Николай Редькин, ставший в дальнейшем профессором театрального института, много сделавший для него в годы перестройки, не позволивший педагогам и студентам жить впроголодь в это смутное время. Он не дал тогда, будучи проректором, продать здание института или угробить его. Спасибо судьбе, что она меня свела с Аллой Ханило — борцом за сохранение наследия А. П. Чехова, отдавшей 67 лет служению Дому-музею в Ялте и по сей день сражающейся за сохранение этого заповедника культуры.

Практика была успешной. Студенты заработали денег за свою работу. Это была первая самоокупаемая практика вуза и студентов. Санатории, где они, в основном, выступали, на расчетный счет учебного театра вуза перечислили деньги. В Ярославль новоиспеченные актеры приехали «обстрелянные» вниманием «разношерстной» публики. Студенты других курсов им завидовали «белой завистью» тому, что «андрушкевцы» стали за лето более опытными, да еще и загорелыми, полными впечатлений и знакомств.

Спасибо интеллигентнейшим сотрудникам Дома-музея Чехова в Ялте и Гурзуфе за их внимание, благожелательность и гостеприимство!  Аромат ягод, которые они собрали после премьеры с деревьев и кустов, посаженных самим писателем, и  коими угостили нас всех в импровизированной столовой цокольного этажа, я до сих пор ощущаю. Да разве только я! К великому сожалению, уже ушли из жизни профессора: В. С. Андрушкевич в 1995 году в возрасте 83 лет, Н. Н. Редькин — в 2006 году 54 лет от роду. Но когда я вспоминаю водевиль «Три шутки или 25 поцелуев», поставленный по трем одноактовкам А. П. Чехова, невольно улыбаюсь. В памяти оживают сцены из этого яркого неугомонного спектакля, звучит бравурная музыка. Концертмейстер Наталья Обнорская (Гусева), аккомпанируя пляшущим актерам, неистово извлекает звуки из фортепиано. Ах, водевиль!

Фото из семейного архива.         

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям