Вникать в вопросы, а не махать стягами

Муниципалитету Ярославля VI созыва полгода. Об итогах работы представительного органа мы побеседовали с председателями фракций.

Алексей Малютин, председатель муниципалитета Ярославля:

— Считаю, что за эти полгода мы поработали довольно продуктивно. Особенность нынешнего муниципалитета в том, что представлены шесть политических фракций и есть еще беспартийные депутаты. Но мы не делим депутатов по политическим взглядам: когда говорим о проблемах города, о необходимости решать социальные вопросы, выделять деньги на школы, капремонт жилья, повышение зарплаты педагогам, наши позиции, как правило, совпадают. Но есть депутаты, которые даже при решении хозяйственных вопросов, особенно видя телевизионные камеры, ударяются в политику, и прежде всего это те, кто намерен избираться в областную думу.

Если говорить о взаимоотношениях с мэрией, то по 95 процентам решений наши позиции совпадают, а по пяти процентам возникают острые дискуссии. Но это нормальный процесс, так и должно быть, чтобы муниципалитет не превращался в  машину для голосования.

Мы чаще стали выходить с самостоятельными решениями, для более эффективной работы создан совет муниципалитета, куда вошли представители депутатских комиссий и руководители всех фракций. Это позволяет выговариваться до заседаний, чтобы более конструктивно принимать решения. Планируем открыто работать с самой широкой общественностью города. У нас уже сложились хорошие взаимоотношения с городской общественной палатой, мы провели и будем проводить в дальнейшем встречи с журналистами, студентами, участниками праймериз. Последним мы предложили активное сотрудничество, пригласили их на заседания комиссий, где они смогут выступить в качестве экспертов по тем вопросам, в которых компетентны. Мы хотим, чтобы ярославцы понимали, чем занимаются избранные ими депутаты, и не путали нас с чиновниками, понимали, что мы отстаиваем их интересы перед исполнительной властью. У нас свободный доступ на муниципалитет, и любой человек может прийти на заседание комиссии, муниципалитета, и ему всегда будет предоставлено слово в рамках рассматриваемого вопроса.

Павел Зарубин, председатель фракции «Единая Россия»:

— Муниципалитет стал важным органом в системе местного самоуправления. Он впервые стал вырабатывать решения, а не только принимать и штамповать те предложения, которые идут от мэрии. Мы очень серьезно начали вникать в бюджетные вопросы. Впервые были увеличены в 2,5 раза средства на ремонт школ, заложили деньги на строительство детских спортивных площадок, в том числе при школах, на модернизацию котельных. В полном объеме заложили повышение зарплат бюджетникам.

Чем интересен нынешний муниципалитет? Тем, что в нем присутствуют шесть политических фракций и есть специалисты практически по каждому направлению. Мэрия встречает, как правило, профессиональные аргументированные возражения. Ведь для чего придуман муниципалитет или любой представительный орган? Есть представительная и исполнительная власть, и ни одна не должна доминировать. В силу различной специфики одна ветвь фактически подменяла собой другую, сейчас же муниципалитет взял на себя функцию нормотворчества. Проблемы, конечно, существуют. Состав обновился более чем наполовину, появилось много депутатов, которым нужно время, чтобы вникнуть в сложные, глубокие вопросы функционирования города. К сожалению, очень много политиканства. Без политики совсем нельзя, но есть политика, а есть демагогия. Последней очень много, особенно у так называемых малых фракций, которые не внесли ни одного решения. Я лично при поддержке фракции внес поправку о выделении дополнительно 100 миллионов рублей на строительство и ремонт Октябрьского моста через Волгу, и она была принята. Мы это сделали месяц назад, но, к сожалению, мэрия до сих пор не провела ни конкурсных работ, ни запустила сам процесс ремонта моста. Можно упомянуть и о некой конфронтации депутатов и исполнительной власти, нежелании слышать друг друга. Но бывает, что и сами депутаты, грубо говоря, встают в позу и на конструктивные вещи реагируют не всегда профессионально. Еще один не очень приятный момент. Ни одна из малых фракций не выступила ни с одной нормотворческой инициативой.

 Из положительных моментов отмечу создание совета муниципалитета. Чем больше будет рабочих органов, тем лучше. На совете мы обсуждаем предварительно повестку дня, узнаем, какие позиции у разных фракций по тем или иным вопросам. Это позволяет по некоторым вопросам на предварительной стадии найти компромисс. Вхождение депутатов в различные комиссии приветствую полностью.

Существуют комиссии по разработке генплана, по землепользованию и застройке, по капремонту домов, по безопасности дорожного движения, по подготовке плана социально-экономического развития Ярославля, куда я вхожу вместе с заместителем мэра Дмитрием Донсковым. Работать депутатам в комиссиях надо, чтобы не только исполнительная власть определяла стратегию развития города. И, конечно, должно быть общественное, публичное обсуждение вопросов. Не менее важна и контрольная функция. Вы считаете это нормальным, когда директором МУП «Горзеленхоз» является 23-летний политолог, а директором Центрального рынка человек без высшего образования? Когда «Городским парком культуры и отдыха» и «Яртелесетью» руководят москвичи?

Вера Никольская, председатель фракции «Патриоты России»:

— Хочется отметить, что практически сразу после получения депутатских полномочий пошла работа по принятию бюджета 2013 года. Ситуация была достаточно волнительная, было много непонимания. Не все депутаты имеют опыт, да и притирка друг к другу сказывается. Почему притирка? Потому, что установление нормальных, человеческих взаимоотношений между депутатами, независимо от фракционной принадлежности, при принятии важнейших для города вопросов будет служить основным цементирующим фактором стабильной работы. Что лично я не приемлю, так это политиканства, основанного на сиюминутном интересе. Лично я строю работу комиссии по социальной политике исходя из нескольких вещей. Это прежде всего плановость, конструктивность и понимание того, что важно для жизни города, а не для той или иной партии. Думаю, работа наша будет более стабильна после 8 сентября, когда пройдут выборы в областную думу и когда многие депутаты удовлетворят свои амбиции. Не нужно будет никому так активно пиариться. И принятие бюджета на 2014 год пройдет более взвешенно. Мною как председателем комиссии по соцполитике были поставлены вопросы, которые волнуют очень многих жителей: питание в школах и детских садах, материально-техническая база общеобразовательных учреждений, учреждений культуры. Такой же вопрос стоит и в спортивных учреждениях.

Мы должны понимать, что город на сегодняшний день имеем в своем активе. Должны предусмотреть все ситуации, чтобы сегодня не потерять школы. 53-я школа уже закрыта, 35-я во Фрунзенском районе на грани закрытия. Есть переполненные школы, есть недоукомплектованные.

Лично мною введена практика объезда различных учреждений. Мы как депутаты муниципалитета должны уйти от кабинетной работы, не надеяться на те бумаги, которые готовит мэрия или которые мы сами, извиняюсь, нарыли в Интернете или в каких-то документах. Мы не должны забывать, что нас избирали жители Ярославля. Идя на выборы, многие столько наобещали, но могут и забыть про те же школы, детские сады, дома культуры до следующих выборов. Когда ты увидел своими глазами, поговорил с коллективом — совсем другое восприятие. Недаром поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

 Что касается практики вхождения в различные комиссии, то это было всегда, но так ярко не афишировалось. Идея абсолютно нормальная. А вот к вхождению в совет директоров тех или иных предприятий отношусь осторожно. Вопрос очень сложный. У нас остались специфические учреждения — «Горканал», «Водоканал», «САХ». Во-первых, желательно быть специалистом, а во-вторых, важно понимать, что совет директоров решает и стратегические, и текущие вопросы, которые определяют судьбу предприятия, и нужно не просто руку поднимать, а вгрызаться в вопросы, понимать, за что голосуешь. Такая активность депутатов, мол, меня запишите туда, меня сюда, честно сказать, пугает. Вот мы создали рабочую группу по проведению конкурсов по уборке города, вторую — непосредственно по уборке. Так на эту группу ходят в основном три депутата — Никольская, Кузьмин и Власов, а должно ходить больше 20.

Относительно Совета муниципалитета однозначно уверена, что он необходим как совещательный орган. Не может же все определять сам председатель, тем более в условиях партийности. Лично я могу договариваться со всеми фракциями, доказать свою точку зрения. А коллегам посоветовала бы побольше конкретики, работать в рамках вопроса, вникать в суть вопроса, а не махать стягами. Если мы что-то хотим решить для города, мы должны это конкретно продвигать. Безусловно, в условиях большинства правящей партии будет сложно что-то предпринять, но нужно пытаться убедить в полезности того или иного решения.

И еще. Мое убеждение, что все депутаты должны иметь равноценный доступ во все СМИ. Я не скажу, что «Патриоты России» — самая безмолвная фракция. Пока на «НТМ» мы видим одни  фигуры, на «Горканале» — другие. А вот в телетрансляции заседаний муниципалитета необходимости не вижу. Депутатская работа рутинная, повседневная и скучная, по крайней мере для непосвященного человека. Целесообразнее делать, как федерация, — «Парламентский час». Взять час эфира раз в неделю и по самым злободневным острым вопросам сделать выжимки, и тогда население увидит, что их волнует и что мы конкретно сделали.

Александр Воробьев, председатель фракции КПРФ:     

— На сегодняшний день во фракции у нас четыре человека, поэтому, к сожалению, в количественном отношении мы не можем кого-то переголосовать. Сегодня борьба идет между тем, что предлагает фракция «Единая Россия» и мэрия. Когда, например, поднимался вопрос о том, кто будет финансировать повышение зарплаты по указу президента работникам детсадов, мы были убеждены, что это должна была делать область. Логичнее было бы взять деньги — 240 миллионов — из того кармана, который предписал президент. Было ошибкой большинства депутатов, когда они приняли решение о финансировании из городского бюджета. Фракция КПРФ голосовала против.

Что касается наших предложений, то мы выступали по вопросам льготного проезда в Ярославле. Предложение о сохранении льготного проездного за 350 рублей нашей фракции было поддержано на двух комиссиях и на заседании муниципалитета при поименном голосовании. Но, увы, не было услышано областными депутатами и губернатором. 29 апреля мы будем проводить пикет у облдумы, будем ставить «транспортные» вопросы на демонстрации 1 мая, на акциях протеста. Мы также выступаем за увеличение финансирования ремонта дорог в Ярославле из дорожного фонда региона. Конечно, можно много инициатив выдвигать, но для их реализации нужны финансы в бюджете, а их нет.

В муниципалитете мы сотрудничаем и со «Справедливой Россией», и «Патриотами России», но этого недостаточно, чтобы что-либо принять. Любая поправка, не подкрепленная финансированием, это всего лишь бумага. Все дело в антисоциальной направленности российского законодательства и таком же курсе правительства России. Если бы российские законы принимались в интересах трудового большинства — одно дело, а то по этим законам богатые богатеют, а бедные беднеют. А на городском уровне мы можем только у одних нищих забрать, а другим нищим дать. Можно критиковать нас в этой связи сколько угодно, что мы что-то не вносим. Коренные проблемы решаются не в муниципалитете Ярославля. В Думе РФ без рассмотрения лежат законопроекты по всем направлениям, внесенным фракцией КПРФ: о национализации природных ресурсов и основных отраслей экономики, по образованию, Жилищному кодексу. Касаемо других местных вопросов, мы были одними из инициаторов создания совета муниципалитета, который дает возможность услышать до заседания позиции аргументы той или иной фракции. Желание депутатов входить в различные комиссии по сути правильное, но на практике «Единая Россия» таким образом противостоит исполнительной власти. Это делается не для решения конкретных вопросов, чтобы людям было лучше, а чтобы лишний раз ущипнуть побольнее, мол, вот вы не сделали то, это. Выступал я и против создания аппарата муниципалитета. Специалистов мэрии было достаточно, и не нужно было тратить десятки миллионов рублей.

Несколько слов по поводу открытости. Лично я до сих не реализовал обращение учеников и учителей школы номер 18 о том, чтобы посмотреть муниципалитет, хотя, будучи депутатом облдумы, проводил такую встречу, там присутствовали депутаты из разных фракций. Председатель муниципалитета Алексей Малютин, увы, отнесся к моему предложению без энтузиазма. Я веду речь не только о встречах с военными, студентами. Это замечательная идея. Нормально и когда председатель муниципалитета присутствует на городских, областных мероприятиях. Но слово дают только ему, а он является представителем партии власти. Нужно, чтобы могли высказаться и представители других фракций.

Владимир Зубков, партия «Яблоко»»:

— Нынешний муниципалитет многофракционный. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, учитываются полярные мнения, ведь программы у партий разные, и фракции вынуждены договариваться между собой. Доминирующей является фракция партии «Единая Россия», но в определенных вопросах она тоже не может принять решение, потому что фракция неоднородна сама по себе. Мнение, что в сложившейся ситуации «ЕР» кого-то подавляет, лишает права голоса — целиком и полностью неправда. При обсуждении бюджета, например, были учтены предложения и пожелания всех фракций, кто их внес. Бюджет, представленный исполнительной властью, не был сбалалансирован. Что такое, например, 18 миллионов на капремонт жилья? Или 30 миллионов на ремонт школ? Капля в море. Многие из предложений «Яблока» по бюджету были поддержаны. Из них важнейшие — о выделении 58 миллионов рублей на капремонт жилых домов, на капремонт школ — порядка 60 миллионов. Прошли предложения по исключению из плана приватизации кафе «Актер». К сожалению, многое не прошло. Например, мы очень боролись за то, что нельзя так резко и многократно увеличивать налоги, в том числе на землю. Предпринимателям и так живется нелегко. Многое зависит и от активности депутата. Безусловно, правильное решение — создание совета муниципалитета, который полностью выполняет свою функцию и который стал площадкой, где депутаты могут выговориться непосредственно до заседания.

То же самое можно сказать и об аппарате. Ведь если помните, первое, что стала делать власть в лице мэра — это вставлять нам палки в колеса. При мэре Викторе Волончунасе было полное сращивание исполнительной и представительной властей. Это правовой нонсенс, когда представительная власть не может выполнять контрольную функцию. Все отчеты готовит мэрия, а депутаты толком ничего не могут делать, любой запрос может быть отклонен.

Самое большое достижение за прошедшие полгода — удалось создать полноценный самостоятельный орган. Впервые за 23 года произошло реальное разделение властей —  исполнительной и представительной, контролирующей. Другое дело, что мэр повыводил депутатов из всех комиссий. Депутаты входят в комиссии не для того, чтобы препятствовать их работе или лоббировать свои интересы. Меня, например, исключили из комиссии по субсидиям спортивным организациям.

 Обязательно нужны и встречи с ярославцами. Некоторые приоритеты, выставленные мэрией, в корне неправильны. Вот мэр решил, что у нас должны быть парки. Замечательно! Но крыши как текли, так и текут, народ с тазиками мучается. Что важнее: парк или отремонтированная конкретная канализация в конкретном подвале? Мэр сказал, что не должен заниматься управляющими компаниями: берите, мол, лопаты в руки и идите чистить снег. А кто тарифы утверждает на уборку города? Мэрия! Или у нас муниципальное жилье куда-то исчезло? До 30 процентов жилого фонда находится в собственности муниципалитета. Когда мы говорим о том, что не убираются дворы, это не управляющие компании виноваты. Просто никто не ведет работу с ними. А люди переплачивают за уборку, которой нет. Свалки на каждом углу. Посетивший наш город полномочный представитель  президента в ЦФО Александр Беглов заходит во дворы и ужасается!

43 дороги приняты из 50 с лишним и оплачены, на этих 43 дорогах уже слезает асфальт. Эти вопросы мы неоднократно поднимаем на заседаниях рабочих комиссий. Думаю, когда депутаты в мае будут делать оценку работы мэра города, будем учитывать и мнение горожан.

Анатолий Каширин, председатель фракции «Справедливая Россия»:

— Все началось с того, что «Единая Россия», придя в муниципалитет, обманув мэра, стала вести против него борьбу. Это стало ясно по тому, кто был назначен руководителем фракции «ЕР». Стало ясно, что муниципалитет будет продолжать войну с мэром, как это делалось в пятом созыве.

Чем хорошо, что фракций много? Каждая из основных партий, в том числе и парламентских, получила право голоса и может до избирателей донести свою позицию. Плохо, что в муниципалитете подавляющее большинство получила «Единая Россия», которая поддержала мэра на выборах, поддержала как бы его программу, но стала делать все не так, как обещала мэру. Поэтому конструктивной работы на протяжении работы всего муниципалитета не получается. Это было заметно с начала процесса принятия бюджета, когда фактически все превращалось в шоу, да так все сейчас и продолжается. Увы, у остальных фракций нет возможности принимать решения в интересах своих избирателей и партий, а все решения практически единогласно принимает «Единая Россия», что не всегда идет на пользу городу.

Наша фракция вынуждена работать в муниципалитете совместно с фракциями «Гражданская платформа» и КПРФ. Мы в меньшинстве в любом случае, а инициативы, вноси их не вноси, все равно будут, как решит ЕдРо. Главная наша инициатива заключается в том, чтобы не давать «Единой России» продолжать антагонистическую политику по отношению к мэру города, которого мы всячески поддерживаем. На наш взгляд, он ведет продуманную, взвешенную политику, в том числе и хозяйственной деятельности. Задача партии власти — показать всевозможными средствами, в том числе каналом, купленным правительством, газетами, что мэр непопулярен, мэр неэффективен, мэр плохой. Это не так. Город живет, работает. Нормально пережил зиму, все магистрали своевременно убирались с небольшими задержками на начальном этапе. Что касается дворов, то задача наша как депутатов и задача самих жителей — работать с управляющими компаниями. Здесь мэр вряд ли может на что-либо повлиять. По поводу совета муниципалитета, он, безусловно, необходим. Он позволяет до заседаний высказать все друг другу, чтобы меньше было споров и ссор, не затягивать время. Помните, первые муниципалитеты проходили целыми днями! У меня практически нет времени на основную работу, большую часть времени занимает работа в муниципалитете: с документами, еженедельные приемы избирателей.

Окончание.

Начало на 4-й стр.

По поводу аппарата. В свое время, когда мы собирались на согласительную комиссию по бюджету, была договоренность, что мэрия дает возможность создать муниципалитету свой аппарат с суммой средств, необходимых на его работу, а муниципалитет не мешает мэрии в создании ИРСИ. Так вот, муниципалитет в лице «Единой России» не выполнил эту договоренность. Аппарат муниципалитета с заведомо более высокими зарплатами, чем ИРСИ, функционирует, а ИРСИ вставляются палки в колеса. Забрали из бюджета ИРСИ 11 миллионов, уменьшили по инициативе депутата Ненилина размеры премиальных. Если в аппарате премиальные доходят до 85 процентов, то в ИРСИ оставили 15 процентов. Справедливо? Нет. «Единая Россия» опять показывает свое лицо. В трансляции заседаний тоже не вижу смысла, тем более телеканала НТМ, который куплен правительством области под выборы на деньги избирателей, и мне вообще непонятно, как были выиграны котировки. Два часа прямой трансляции — это слишком. Считаю, что в условиях крайней политизированности нашего общества и войны между каналами нецелесообразно показывать жителям еще и наши скандалы.

Ярослав Юдин, председатель фракции «Гражданская платформа»:  

— Из положительных моментов можно отметить то, что в новом составе муниципалитета большой процент активных депутатов. Тех, что ведут конкретную работу в округах, а не просто отсиживаются. Наша фракция, например, стала инициатором создания рабочей группы по вопросам уборки города.

Мы плотно работаем с избирателями. Например, в «Казармах» уже месяц работает региональная общественная приемная «Гражданской платформы», куда приезжают люди даже из других городов. То, что в муниципалитете несколько фракций, с одной стороны неплохо, но с другой — я не очень согласен, что фракции могут образовывать только федеральные партии. Ведь федеральная повестка дня отличается от повестки региональной. В свое время существовала фракция «Новый город», нацеленная на решение именно местных вопросов — если бы можно было создавать подобные местные объединения, было бы лучше. Беспокоит и излишняя политизированность «Единой России», избравшей четкую позицию — «лишь бы против мэра». Образно говоря, если мэр — за желтое, они — за синее, мэр — за круглое, они — за квадратное. Относительно создания совета муниципалитета — скорее, согласен. Это позволит обсуждать вопросы не большой толпой, а узким кругом. Об аппарате однозначно сказать не могу. Раньше с этими же обязанностями неплохо справлялся отдел мэрии по работе с депутатами. С другой стороны, аппарат создан недавно и рано делать выводы. Против трансляции по ТВ ничего не имею, но необходимости в ней особой не вижу: сомневаюсь, что много людей будет ее смотреть. Все же на дворе не 90-е, когда все жили политикой.    

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ

и Андрея КОМИССАРОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page