В ней очень неприятная правда

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский про книгу «Воспоминания о войне» сказал так: «Тихий и утонченный профессор, член-корреспондент Академии художеств выступает как жесткий и жестокий мемуарист. Он написал книгу о войне. Книгу суровую и страшную. Читать ее больно. Больно потому, что в ней очень неприятная правда».
Автор книги «Воспоминания о войне», знаменитый искусствовед, многолетний научный сотрудник и член ученого совета Эрмитажа, один из самых известных специалистов по североголландской живописи Николай Николаевич Никулин — уроженец села Погорелки Мологского района Ярославской области.

РОДИЛСЯ В МЯТЕЖНЫЕ ГОДЫ

Николай Никулин родился 7 апреля 1923 года в селе Погорелка, которое вот уже более семидесяти лет покоится на дне Рыбинского водохранилища. Его родители — интеллигентные люди, единственные изо всей сельской округи имевшие высшее гуманитарное образование. Его отец Николай Александрович Никулин еще при Николае II окончил Санкт-Петербургский университет, что для тех времен было весьма почетным явлением; а мать Лидия Сергеевна, в девичестве Ваулина, была выпускницей Бестужевских курсов. Именно поэтому родительское воспитание и образование здорово повлияло на формирование мировоззрения и ценностей будущего искусствоведа Николая Никулина…

В провинциальную и тихую Мологу — малую родину обоих родителей — семейство Никулиных переехало сразу после революции, подальше от революционных и политических страстей. Увы, спокойно прожить не удалось и там. В 1931-м отца Николая Никулина убили, а потом подобралось к ним и известие о затоплении края и переселении мологжан. Правда, к 1940-му Николай успел закончить в Мологе десятилетнюю школу, а потом, когда все родственники переехали в Рыбинск, в ноябре 1941-го Николай ушел добровольцем на фронт.

НА ФРОНТЕ  

Попав на фронт, Николай Никулин оказался под Волховстроем в качестве рядового 883-го артиллерийского полка, позднее переименованного в 13-й гвардейский полк. В его составе Никулин участвовал в наступлении на Волховстрой, в боях под Киришами, Погостьем, в Погостьинском мешке (Смердыня), а затем и в прорыве и снятии блокады Ленинграда. Летом 1943 года Николай Николаевич принимал участие в Мгинской операции. С сентября 1943-го воевал в гвардейской артиллерийской бригаде, вместе с которой участвовал в боях за станцию Медведь, города Псков, Тарту, Либаву. В начале 1945 года их команда была переброшена под Варшаву, откуда двинулась на Данциг и на Берлин. Май 1945 года Никулин встретил в Берлине в звании сержанта.

Он прошел всю войну от начала и до конца, приняв участие в более чем 30 боях, в каждом из которых мог погибнуть, получил четыре тяжелых ранения и одну контузию.

За проявленное мужество и героизм Николая Никулина наградили орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», обе получил после боев в 1944-м,

медалями «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и множеством других наград. Было Никулину в 1945-м всего 22 года.

С ПОЛЯ БОЯ В ЭРМИТАЖ

Война для Никулина закончилась в ноябре 1945 года. Только поздней осенью советская власть разрешила прошедшему четыре с половиной года войны человеку быть свободным…

Сразу после войны Николай Николаевич приехал в Рыбинск, где на левом берегу жили переселенные из Мологи родственники. Но оставаться в этом городе он не пожелал и зимой 1945-го вместе с матерью уехал в Ленинград.

В 1946-м Никулин легко поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета. Проблем в учебе и сдаче экзаменов не возникало, ведь Никулин азы культурологии и искусствоведения знал с детства от высокообразованных родителей. В 1949-м Николай Николаевич пришел на работу в качестве практиканта экскурсоводом в Государственный Эрмитаж. А в следующем, 1950-м, с отличием окончил истфак ЛГУ и поступил в аспирантуру этого же вуза. В 1950-м он стал научным сотрудником одного из ведущих научных отделов Эрмитажа — отдела западноевропейского искусства. Заведующий этим отделом был выдающийся искусствовед, ученый-эрмитажник В.Ф. Левинсон-Лессинг. Именно с ним нашему земляку довелось работать над первым научным каталогом фламандских примитивистов, который вышел в Брюсселе в 1965 году. Кстати, Никулин считается самым лучшим и талантливым учеником Левинсона-Лессинга.  

В 1957-м Николай Николаевич успешно окончил аспирантуру, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.

ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ ПРОФЕССОР

В 1965 году Николаю Никулину как отличному специалисту в области искусствоведения было предложено по совместительству преподавать в Академическом институте художеств имени Ильи Репина. И Никулин согласился. Его опыт и знания, накопленные за 15 лет работы в Эрмитаже, пригодились.

Вскоре Никулин стал профессором института и заведующим кафедрой истории европейского искусства XV-XVIII веков. Для своих учеников он написал учебник и ряд лекций на темы: «Творчество Босха», «Творчество Брейгеля», «Нидерландская живопись XV века» и другие, по которым и сегодня в институте учат студентов.

Преподавательскую деятельность Никулин грамотно совмещал с работой в Эрмитаже, которому посвятил шестьдесят лет своей жизни. Во все эти годы он занимался не только исследованием творческого наследия выдающихся художников мира, но и организацией выставок. Им лично в Эрмитаже были организованы выставки и изданы соответствующие каталоги: «Немецкий пейзаж XVIII века», «Немецкая живопись XVIII века», «Антон Рафаэль Менгс», «Якоб Филипп Хаккерт», «Картина Мартина де Фоса из Таллинского музея. История реставрации» и множество других. В его активе — организация многочисленных передвижных выставок картин Эрмитажа в городах СССР и за рубежом — в Австрии, Польше, Берлине, Веймере и других.

Перу Николая Никулина принадлежат многочисленные статьи в научных искусствоведческих и культурологических журналах Советского союза, Италии, Польши, Венгрии, Германии, Бельгии и Голландии.

К зависти коллег, тем более обычных трудящихся, Никулин был «выездным». Его приглашали за рубеж на консультации, конференции, симпозиумы. Он бывал не только в странах «социалистического лагеря», но и на самом что ни на есть настоящем, «враждебном» Западе. В Баварской академии художеств авторитетного ленинградского ученого немцы принимали с большим уважением…

За свою шестидесятилетнюю активную творческую и научную деятельность Николай Никулин написал свыше 160 книг и статей, учебников и учебных пособий. Наиболее важные из них — «Нидерландское искусство в Эрмитаже», «Немецкое искусство в Эрмитаже», «Золотой век Нидерландской живописи». По сей день труды Никулина являются научной классикой искусствоведения.

По признанию директора Государственного Эрмитажа академика Михаила Пиотровского, многие искусствоведы с гордостью причисляют себя к школе Николая Никулина. Его ученики работают в Государственном Эрмитаже и во многих городах России и ближнего зарубежья. В одном из интервью телеканалу «Культура» Пиотровский назвал Никулина «Историком искусств от Бога».

ВОСПОМИНАНИЯ

О ВОЙНЕ

В 1975 году Николай Никулин закончил работу над мемуарами о Второй мировой войне «Воспоминания о войне». Цель написания книги Никулин сформулировал так: «…Я обратился к бумаге, чтобы выскрести из закоулков памяти глубоко засевшую там мерзость, муть и свинство, чтобы освободиться от угнетавших меня воспоминаний… Война — самое большое свинство, которое когда-либо изобрел род человеческий».

Историк и журналист Кирилл Александров в комментарии к книге написал: «Николай Николаевич совершил обычный подвиг в самом высоком, христианском смысле этого слова. Он сказал соотечественникам Правду. Написал небольшую книгу, после публикации которой ее читатели стали другими людьми… Признать правоту Никулина означало признать лживыми и бессовестными все существующие, до сих пор упорно нам навязываемые представления о минувшей войне, ныне объявленной главным идеологическим символом. Никулин наглядно показал: советская власть воевала с внешним врагом так, что превратила «священную войну» в массовое истребление русского народа во имя спасения партийной номенклатуры».

Да, война в глазах Никулина была не такой, какой ее под партийно-комсомольским соусом преподносили и по сей день преподносят в школах и институтах, показывают на экранах телевизоров.

ИЗ КНИГИ «ВОСПОМИНАНИЯ

О ВОЙНЕ»

«…Нас было шестьдесят семь. Рота. Утром мы штурмовали ту высоту. Она была невелика, но, по-видимому, имела стратегическое значение, ибо много месяцев наше и немецкое начальство старалось захватить ее. Непрерывные обстрелы и бомбежки срыли всю растительность и даже метра полтора-два почвы на ее вершине. После войны на этом месте долго ничего не росло, и несколько лет стоял стойкий трупный запах. Земля была смешана с осколками металла, разбитого оружия, гильзами, тряпками от разорванной одежды, человеческими костями…

Как это нам удалось — не знаю, но в середине дня мы оказались в забитых трупами ямах на гребне высоты. Вечером пришла смена, и роту отправили в тыл. Теперь нас было двадцать шесть. После ужина, падая от усталости, мы слушали полковника, специально приехавшего из политуправления армии. Сытый, благоухая коньячным ароматом и довольный жизнью, он обратился к нам: «Геррои! Взяли, наконец, эту высоту!!! Да мы вас за это в ВКПб без кандидатского стажа!!! Геррои! Урр-ра!!!…» Потом нас стали записывать в ВКПб. «А я не хочу…» — робко вымолвил я — «Как не хочешь? Мы же тебя без кандидатского стажа в ВКПб». — «Я не смогу…» — «Как не сможешь? Мы же тебя без кандидатского стажа в ВКПб?!» — «Я не сумею…» —

«Как не сумеешь!? Ведь мы же тебя без канди-

датского…» На лице политрука было искреннее изумление, понять меня он был не в состоянии. Зато все понял вездесущий лейтенант из СМЕРШа: «Кто тут не хочет?!!! Фамилия?!!! Имя?! Год рождения?!!!» — он вытянул из сумки большой блокнот и сделал в нем заметку. Лицо его было железным, в глазах сверкала решимость: «Завтра утром разберемся!» — заявил он.

НЕ ЛЮБИЛ КПСС

Да, Николай Николаевич так никогда и не был членом КПСС. Принципиально отказывался, открещивался от этой партии. Даже несмотря на свою столь успешную карьеру и весьма высокое положение он с презрением относился к этой партии и вообще к советскому режиму. Но жил осторожно. В частности, и эту свою книгу в советские годы не издавал. Ее публикация в советское время могла повлечь за собой крах всей научной и преподавательской карьеры. В этой книге нет ни бодрых ура-патриотических описаний боев, ни легкого чтива. Это, скорее, взгляд рядового солдата из окопа на жизнь советской номенклатуры. И именно поэтому, закончив работу над книгой в 1975-м, Никулин держал ее «в столе» более 30 лет, лишь в 2007-м он решился ее опубликовать. Появись книга на Западе в 70-80-е, куда Никулин мог спокойно переправить рукопись, она бы дала эффект не меньший, чем «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына.

После выхода книги в свет Никулин прожил еще два года. Он умер тяжело больным, чуть-чуть не дожив до своего 86-летия, 19 марта 2009 года. Спустя полгода после смерти телеканал «Культура» показал хороший документальный фильм «Мой Эрмитаж. Николай Николаевич Никулин». Почти всю свою жизнь Николай Николаевич посвятил Эрмитажу и искусству. Искусству, которое ему было привито еще в далекие детские годы на Ярославской земле, где он родился и вырос…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page