Человек тянется к живому

18 мая отмечается Международный день музеев. Профессиональный праздник музейных работников и просто праздник для ценителей искусства и истории появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев принято предложение российской организации. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах.

18 мая отмечается Международный день музеев. Профессиональный праздник музейных работников и просто праздник для ценителей искусства и истории появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев принято предложение российской организации. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах.

КАЖДЫЙ год праздник имеет свою определенную тему, посвященную вопросам музейной деятельности, например, таким как незаконный вывоз музейных ценностей, роль музеев в повышении культуры общества и многие другие. В 2012 году, когда Международный день музеев отмечал свое 35-летие, темой Дня стала «Музеи в меняющемся мире. Новые вызовы, новое вдохновение». 2013 год обозначен темой  «Музеи (память + креативность) = социальные изменения».

Надо сказать, что последняя формула несколько озадачила своей вычурностью. Впрочем, если говорить просто, то: «у тех, кто не помнит своего прошлого, нет будущего».

Ну а по поводу креативности (что в данном случае следует понимать как творческий подход к работе) в очередной раз хочется сказать доброе слово о частном музее «Музыка и время» Джона Мостославского. Не в обиду другим нашим многочисленным замечательным музеям. Объясню почему. Так случилось, что на 9 Мая, воспользовавшись длинными праздниками, нагрянули в гости друзья из Санкт-Петербурга. Парад мы посмотрели, по набережной и окрестностям погуляли, в Успенский собор зашли. День еще в самом разгаре, и в продолжение культурной программы гости пожелали посетить какой-нибудь местный музей. Увы, ни один из наших больших государственных музеев в зоне шаговой доступности в этот праздничный день не работал (забегая вперед скажу, что на следующий день в одном из них опять же был выходной, а в другом — сокращенный рабочий день). Зато в праздничные дни с утра до вечера были открыты для всех желающих экспозиции комплекса «Музыка и время». Причем одна из экскурсий получилась индивидуальная, когда экскурсовод полтора часа занималась исключительно нашей маленькой группой. А когда к ведению экскурсии подключился сам Джон Мостославский, то впечатление у моих гостей было, как после посещения хорошего концерта.

Если добавить к этому райский ухоженный уголок на территории музейного комплекса, где среди скульптур и цветников журчат фонтанчики, все цветет и благоухает и радует глаз, то впечатления гостей не просто умножилось, как в той формуле, а возвелись в степень.

А вот что сам Джон Григорьевич Мостославский говорит о творческом подходе:

— У меня ни один человек не остается без внимания. У меня можно все потрогать, пощупать, можно фотографировать. Не понимаю, почему в других музеях нельзя фотографировать или нужно платить за это, ведь это реклама. Если даже один человек придет, для него проводится полная экскурсия. Поэтому у меня работает восемь экскурсоводов. Причем со знанием иностранных языков: французского, немецкого, английского, так что и гости из-за рубежа чувствуют себя комфортно.

У меня хорошая, можно даже сказать, уникальная фонотека в 15 тысяч пластинок — прижизненных записей Собинова, Шаляпина, Батистини, Карузо, Ленина, Луначарского, Шульженко… К ней сегодня обращаются радио, телевидение. То, что не сделали, не сохранили государственные музеи, я сделал. Когда занялся восстановлением разрушенного памятника архитектуры — дома купца Соболева, чтобы установить там орган, многие мне говорили: «Зачем тебе орган, это ведь не бизнес?» Конечно, не бизнес, можно об этом спросить и нашу замечательную органистку Любу Шишханову. Но мне это нравится, я захотел и сделал. Каждую неделю проходят концерты органной музыки, приезжают из Германии, Франции, России лучшие ведущие музыканты.

— А что же тогда бизнес? Как музеям в нынешних условиях выживать и зарабатывать?

— Главное условие — посещаемость. А люди пойдут в музей не только тогда, когда им там интересно, но и когда они почувствуют, что им там рады. Тогда они захотят вернуться еще раз, расскажут своим друзьям и знакомым. Когда открывал первое здание музея в 1993 году, мне говорили, что через год я разорюсь, потому что поток туристов иссякнет. Уже скоро двадцать лет, как существует музей, а посетителей все больше и больше. Главное — не лениться, любить свое дело, любить своих посетителей. Я рано встаю, поздно ложусь. У меня мозг заполнен тем, чтобы еще придумать интересное и, конечно, тем, как заработать, потому что я знаю, что мне никто ничего не даст. Лет десять назад в связи с тем, что все, что находится у меня в музее, входит в государственные фонды Министерства культуры России, губернатор принял решение наряду с государственными охранять и мой музей круглосуточной вооруженной охраной. Потом другой губернатор охрану с музея снял. Но все равно музей живет и процветает. Зарплата у сотрудников выше, чем в государственных музеях.

— Джон Григорьевич, зная ваши экстрасенсорные способности, хочется попросить предсказать дальнейшую судьбу музеев. Уже сейчас можно совершать виртуальные путешествия по многим музеям мира. Не поставит ли бурное развитие информационных технологий крест на их существовании в нынешнем виде?

— Не поставит. Когда появился кинематограф, говорили, что умрет театр. Когда каждой семье стали доступны видеофильмы, предрекали конец всем кинотеатрам. С развитием электронных средств массовой информации, появлением множества сайтов прогнозируют умирание газет. Ничего не сбывается. Будет жить театр, будут жить газеты, будут жить музеи, потому что это живое и теплое, а человек, как живое существо, тянется к живому.

На снимках: Джон Мостославский; музей и красота вокруг.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page