141 тысяча квадратных метров на расселение

В Ярославской области действует программа по переселению граждан из аварийного жилья. Ее реализация — на строгом контроле областного правительства, в частности департамента строительства. В минувший четверг в здании правительства состоялась видеоконференция с муниципальными образованиями — главы районов отчитались об исполнении программы на местах и озвучили появившиеся в процессе этой работы проблемы.

ПРЕДВАРЯЯ выступления участников конференции, директор департамента строительства Ярославской области Владимир Хмелев рассказал об основных моментах реализации программы по переселению в целом по области. В трехлетний период ее действия предстоит расселить аварийный фонд, признанный таковым на 1 января 2012 года. Это почти 141 тысяча квадратных метров. В текущем году планируется улучшить жилищные условия более 900 жителям Ярославской области, в следующем году — еще более 1700 гражданам. По расчетам на эти цели необходимы 4 миллиарда 800 миллионов рублей. Средства на реализацию программы выделяются федеральным фондом содействия реформированию ЖКХ, областным и местными бюджетами.

 В конце апреля этого года утверждена региональная адресная программа по расселению аварийного фонда. Она включает в себя адресный перечень всех аварийных домов, которые подлежат расселению до конца 2015 года. В настоящий момент ярославская адресная программа проходит согласование в Москве — в фонде содействия реформированию ЖКХ. Причем Ярославская область, отметил Владимир Хмелев, представила такую программу одной из первых, что говорит об интенсивной работе в этом направлении.

Если раньше программа по переселению из аварийного жилья осуществлялась путем закупки готового жилья, то сегодня ее реализация опирается на малоэтажное жилищное строительство. В мае в федеральный фонд ЖКХ от Ярославской области подана заявка на получение финансовой поддержки на строительство малоэтажек. В нее вошло 28 муниципальных образований. Переход на такой вид реализации программы уменьшает многие риски, возникающие ранее при покупке жилья по остаточному принципу, когда многое зависело от условий, действий и взаимоотношений с застройщиками.

 Однако практика работы по программе малоэтажного строительства также выявила свои проблемы. Одна из них — проблема с качеством жилья. Другая — ограниченность финансовых ресурсов: при потребности в 4,8 миллиарда рублей федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ выделил пока всего полтора миллиарда. Остальные средства области необходимо изыскивать в своих бюджетах, параллельно находя резервы, снижая стоимость жилья. В новой редакции закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ введено положение, что ту экономию средств, которая сложится между ценой Минрегиона и той, которая прошла по торгам, область может использовать на оплату дополнительных метров. Раньше эти деньги должны были возвращаться в вышестоящий бюджет.

Для того, чтобы решить в комплексе эти две проблемы, правительством области разработана система мер, которая уже утверждена в программе.

Это, во-первых, предварительный мониторинг цен с участием государственного автономного учреждения «Государственная экспертиза в строительстве». Для его реализации с застройщиком необходимо заключить соглашение о намерениях. По этому соглашению застройщик добровольно берет на себя обязательства пройти экспертизу сметы по строительству малоэтажного жилья.

Кроме того, в соглашении о намерениях введен пункт о том, что застройщик также добровольно намеревается заключить соглашение о ведении технического надзора. Практика показывает, что технический надзор на таких объектах в ряде случаев не ведется вовсе либо осуществляется довольно формально. В целях повышения качества и управляемости этим процессом представители департамента строительства области напомнили главам районов о необходимости ведения регулярного надзора за строящимися объектами, предназначенными для расселения аварийного фонда. Кроме того, должностным лицам районных администраций, которые назначены курировать программу расселения, предписано разработать положение о механизме такого контроля.

После подписания соглашения застройщик проходит экспертизу сметы и представляет ее результаты. Исходя из них определяется начальная максимальная цена торгов. Понятно, что она может быть различной в зависимости от технологий, которые применяются при строительстве на территории того или иного муниципального образования. А покупать различное по качеству жилье по единой цене — нерационально и неэкономично, тем более в условиях ограниченности ресурсов.

Следующий момент — правовой акт об осмотре объекта. Муниципальные образования должны зарегулировать на местном уровне то, каким образом будут осматриваться строящиеся объекты: с какой регулярностью, какими силами — будет это специалист местной администрации или привлеченный специалист. Для издания такого акта правительством установлен срок до 1 июня сего года. Однако на сегодняшний день, по данным отдела по контролю за выдачей разрешительной документации, еще ни одно муниципальное образование такового не разработала.

Руководство департамента строительства призвало глав районов к более интенсивной и качественной работе с программой расселения с целью наиболее успешной ее реализации. На местах, как показала видеоконференция, много вопросов. В этой связи подобные встречи планируется проводить регулярно.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page