Битва за кухню

Пожилая женщина из Ярославля заказала в салоне индивидуального предпринимателя-производственника мебель для кухни. Если бы заранее знала, что придется вытерпеть за свои кровные, так бы и оставалась со старым столом, допотопными полками и тумбой.

НОВЫЕ вещи, доставленные из мастерской, были по меньшей мере странными по размерам. Они наглухо закрыли все розетки. Дверца холодильника не открывалась. К раковине и газовой плите подойти не представлялось возможным. Одним словом, пришлось перестать пользоваться кухней и не на день-два, а на полгода.

Расстроенная женщина отправилась к изготовителю, но тот отверг ее претензии. В управлении Рос-

потребнадзора, куда она обратилась, посоветовали сделать экспертизу в торгово-промышленной палате. Результат был предсказуем: 80 процентов дефектов имели производственный характер, остальные десять — установочный. Предприниматель не согласился и запросил судебную экспертизу, которая, на удивление, не обнаружила ни одного производственного дефекта. При двух противоположных заключениях по решению суда осмотром и оценкой мебели занялись специалисты-эксперты Роспотребнадзора. На их взгляд кухню сработали с грубейшими стопроцентными нарушениями, и с этим согласился суд. Но и его вердикт не устроил владельца салона. Он обжаловал решение в высшей инстанции. Областной суд высказался не в пользу предпринимателя.

— Двенадцать месяцев продолжались судебные процессы, лишь после чего изготовитель забрал брак, вернул потерпевшей заказчице стоимость мебели, выплатил судебные издержки и компенсировал нанесенный моральный вред, — подвела итог из ряда вон выходящего дела заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ярославской области Ирина Антипина. Ей пришлось заниматься и другой похожей историей с «Ленд Ровером».

В течение двух гарантийных лет покупатель пять раз отправлял машину в ремонт. Вернуть деньги за брак ему отказывались, ссылаясь на якобы несущественные поломки. При рассмотрении акта в управлении Роспотребнадзора было установлено, что автомобиль не использовался в общей сложности свыше 30 дней в течение каждого календарного года гарантии, продавца привлекли к административной ответственности.

В прошлом году управление приняло 2284 обращения граждан — 1703 письменных и 581 устное, или в 1,2 раза больше, чем в 2011 году. 562 обращения послужили основанием для проверок и административных расследований, факты нарушений потребительских прав подтвердились в 72,2 процента случаев. 86 процентов жалоб было удовлетворено в досудебном порядке, при этом гражданам возмещено около 10 млн рублей.

Специалисты управления дали около 10000 консультаций, составили 1583 протокола об административных правонарушениях, что в полтора раза больше, чем в 2011 году, наложили административных штрафов на 3729,2 тыс. рублей. Было внесено 330 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, или в 5,4 раза больше, чем год назад.

В сфере услуг свои заморочки. Салоны красоты вдруг ринулись заманивать женщин бесплатными масками с использованием израильской косметики «Дешели». Первый сеанс, действительно, ничего не стоил клиентке, но потом она, поддавшись уговорам, подписывала договор на покупку чемоданчика с косметикой стоимостью 43 тысячи рублей. К нему прилагался медицинский прибор, который не был зарегистрирован и разрешен для применения на территории РФ. Осознав, что с договором поступили опрометчиво, не готовые идти на расходы, женщины безуспешно пытались отказаться от навязанной услуги. Лишь при вмешательстве Роспотребнадзора, устанавливающего, что договор ущемляет права потребителей, салоны уступали и добровольно возвращали деньги обратно.

С 2005 года управлению Роспотребнадзора определили круг обязанностей, вменив небольшому коллективу разбираться с жалобами не только на торговлю, общепит и службу быта, а и на ЖКХ, исполнителей финансовых, медицинских, транспортных, образовательных, туристических услуг. Приходится ежегодно осуществлять и не менее 200 плановых выходов к предпринимателям, предварительно их письменно предупреждая, о дате проверки. Толку от такого контроля мало. Говорят, что получая уведомление, торговец три дня складывает товары в коробки и прячет в подсобку до того, пока контролеры не уйдут.

Линия защиты в масштабах региона, стержнем которой является Роспотребнадзор, может быть более эффективной при работе отделов по защите прав потребителей в администрациях районов области, к сожалению, упраздненных в большинстве территорий несколько лет назад.

— Не во всех администрациях есть даже один специалист, — сетует Ирина Антипина, — который способен принять обиженных людей и помочь им.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page