На земле обетованной все спокойно

Когда президент Путин приезжает с визитами в государство Израиль, в аэропорту его обычно встречает друг Беньямин Нетаньяху. Нас с супругой, когда мы сошли с борта Боинга-757 на израильскую землю, тоже встретил Беньямин, но он был не премьер-министром страны, а представителем турфирмы, принимающей гостей из России, а аэропорт Овда оказался маленьким военным аэродромом, расположенным посреди знаменитой пустыни Негев.

Когда президент Путин приезжает с визитами в государство Израиль, в аэропорту его обычно встречает друг Беньямин Нетаньяху. Нас с супругой, когда мы сошли с борта Боинга-757 на израильскую землю, тоже встретил Беньямин, но он был не премьер-министром страны, а представителем турфирмы, принимающей гостей из России, а аэропорт Овда оказался маленьким военным аэродромом, расположенным посреди знаменитой пустыни Негев. И по размерам, и по статусу он напоминает нашу Туношну, но это самый ближайший к Эйлату международный аэропорт.

Эйлат с 6-тысячным населением известен еще со времен царя Соломона, но в городе, отвоеванном израильтянами у арабов только в 1949 году, нет ни одного старинного здания. Отель «Сиеста» находится в самом престижном районе. Выйдешь на балкон — и с одной стороны видишь мэрию, а с другой — управление полиции. Впрочем, панорама этим вовсе не ограничивается. Из нашего номера можно было увидеть не только весь Эйлат и кусочек Красного моря, но и побережье соседней Иордании с портом Акаба.

Отель небольшой, но очень уютный. На наш пятый этаж — единственный, где есть балконы, ходит отдельный лифт. Отель посещают в основном сами израильтяне и туристы из Восточной Европы. Израильтяне — спокойные семейные люди с кучей детей, пьющие только вино и пиво. Все запасы крепкого спиртного в баре за неполные две недели использовали по прямому назначению пятеро русских, из которых единственным мужчиной был я.

В ресторане вся еда является кошерной, то есть молочные продукты — только за завтраком, мясные — в обед и ужин. Свинину и то, что сделано из нее, не дают никогда. Куриное мясо, на которое у меня и так аллергия, изрядно поднадоело, но говядину и баранину они готовят отменно. С фруктами неважно — это вам не Таиланд, но овощи — и свежие, и соленые, и маринованные —

просто великолепны. Ресторан работает почти весь день, и в него можно заходить сколько угодно раз.

Принимающая сторона нас приятно удивила: они выбрали очень эффективный, а главное — необременительный для клиентов способ борьбы с конкурентами, предлагающими на улицах и пляжах экскурсии по более низкой цене. Турфирма сама снизила стоимость своих услуг, лишив нелегалов преимущества. Так, поездка на Мертвое море, которая, судя по официальному сайту, должна была обойтись нам в 300 долларов, вышла в 220, путешествие через половину страны в Иерусалим — примерно также.

В Израиль многие едут только ради этого, но отдых в самом Эйлате не менее приятен, чем у соседей по Красному морю, до которых меньше 10 километров. На пограничном переходе на южной окраине Эйлата можно, заплатив 15 долларов, сходить прогуляться в Египет. Но зачем? Пляжи в Эйлате в основном муниципальные, и лежаки на них стоят от 15 до 20 шекелей в день. Там, где 15, заходить в море надо осторожно даже в пляжных кроссовках, так как под камнями полно морских ежей. Говорят, несколько лет назад их еще не было. Насчет акул можно не волноваться — к израильским берегам они не подплывают.

Те пляжи, что подороже, — песчаные, море здесь неглубокое, а вода идеально прозрачная. Температура ее в течение года меняется мало. Зимой, когда воздух плюс 20 градусов, она 21, а в начале лета при плюс 40 — всего 23. Рядом с пляжем, куда мы ходили, с одной стороны огромный шоппинг-центр, с другой —

маленькие магазинчики. Город считается офшорной зоной, и все товары в нем дешевле, чем в остальном Израиле. Принимают и доллары, и евро, но в шекелях выгоднее. Курс национальной валюты — примерно 3 шекеля 65 агарот за доллар, или около 8 рублей за шекель по нашему. Ближайший к нам обменнник находился в шоппинг-центре, войти в который можно только через рамку металлоискателя, предъявив к досмотру содержимое сумок и сумочек независимо от их размера.

ЭЛЕГАНТНЫЕ МОШЕННИКИ

Офшор есть офшор, и цены на вещи летнего ассортимента (а зимних в Эйлате вообще не продают) невысоки.

Так, пара футболок плюс значок с флагом Израиля обошлись мне всего в 28 долларов, а модные сейчас «рваные» шорты для супруги — в 60 шекелей. Везде, даже в самых маленьких лавчонках, пробивают чеки, но делают это довольно своеобразно. Так, один продавец пробил чек и тут же на наших глазах скомкал его и выбросил в мусор.

Какая сумма была в нем проставлена, остается только предполагать, но, скорее всего, не та, которую мы отдали за покупку. Такое вот элегантное мошенничество является основным видом преступности в очень безопасном, как это ни звучит непривычно на первый взгляд, Израиле. За все время нашего пребывания на пляже мы видели полицию только один раз, когда у девушки украли сумку с вещами, паспортом и наличкой, и она осталась в одном купальнике. А вот сборщик платежей на соседнем участке пляжа, продавая билеты, сразу же отрывает у них корешки, по которым можно в баре получить бесплатные напитки, которые стоят недешево. Бокал пива местного производства — 26 шекелей, больше 200 рублей. Водка в супермаркете стоит вроде бы как у нас: 190, 220, 250, но не рублей, а шекелей, то есть в 8 раз дороже. Зато воду в отелях дают бесплатно в неограниченных количествах. Более того, постоянно напоминают, что ее надо пить много во избежание обезвоживания в условиях сухого жаркого климата.

От Эйлата до знаменитого Мертвого моря чуть больше двух часов по дороге через пустыню Арава. Пейзажи почти инопланетные — сплошные песок и камни, но изредка встречаются пальмовые рощицы и теплицы, где выращивают помидоры, перец и клубнику. Пленка над ними нужна для защиты не от холода, как у нас, а от палящего солнца. Вода же поступает по подземному водопроводу из Эйлата, естественно, опресненная, но очень высокого качества.

А требуется ее очень много. Одна финиковая пальма за сутки выпивает тонну. Поэтому израильская сельхозпродукция в наших супермаркетах стоит дорого. В отличие от Европы в Израиле мало классических фермерских хозяйств, вместо которых кооперативы из нескольких семей и так называемые кибуцы. Это своего рода коммуны, все участники которых делят доход между собой поровну независимо от трудового вклада. Пока они еще конкурентоспособны, но молодежь не согласна с таким подходом к жизни, и население кибуцев стремительно стареет.

ИСКУПАВШИЕСЯ

В РАССОЛЕ

Мертвое море таковым выглядит лишь в северной своей части. На юге, где расположен курорт Эйн Бокек, оно довольно узкое. Это второе по солености озеро в мире — 33 процента солей, растворенных в воде. А еще это самое низкое место на нашей планете — 425 метров ниже уровня океана. Море постепенно отступает, становясь все меньше и меньше, но пока людям, страдающим артритами и кожными заболеваниями, еще есть, где поправить свое здоровье. Вода в нем кажется подогретым рассолом, густым до маслянистости. Плавать невозможно, зато можно лежать на воде и даже ходить по ней. Человек, весящий 70 килограммов, весит здесь всего один фунт — 430 граммов! Солнечные лучи там не такие агрессивные, но песок просто раскаленный.

Отель, где мы обедали, носит имя известного библейского персонажа Лота, а недалеко от моря есть скала, которую называют фигурой его жены, оглянувшейся, вопреки запрету Бога, на горящий Содом и превратившаяся в соляной столп. Видимо, у этой легенды была какая-то реальная основа. Может, эта обитель пороков и стояла на месте моря до тех пор, пока на нее не упал огромный астероид. Как написано в первоисточнике, «сошел огонь с неба и пожрал их…»

МУТНЫЕ ВОДЫ СВЯЩЕННОЙ РЕКИ

Единственной рекой, впадающей в Мертвое море, считается Иордан. Но есть основания поспорить с этим утверждением. Иордан, перегороженный плотиной в верхнем течении, давно превратился в узенький мутный из-за глинистого дна ручеек. В месте крещения Иисуса установлена специальная купальня с деревянными ступенями, чтобы окунающиеся в речку не поскользнулись и не увязли в глинистом дне.

Погружаться в мутные воды Иордана разрешают только в специальном «прикиде» — тонкой длинной рубашке с рисунком на тему крещения. Вряд ли это обусловлено религиозными соображениями, ведь две тысячи лет назад, как известно, все было куда проще. Но рубашки продаются в ближайшем магазинчике при крестильне по 10 долларов. Неплохой бизнес, поскольку покупают их все туристы, хотя в этой жизни они никому уже больше не понадобятся. Предписывается после купания отжать их, высушить и ни в коем случае не стирать. Удивительно, но после такой мутной воды грязи на них совершенно не видно.

ГОРОД

ПОСРЕДИ СВЕТА

В Израиле все расположено очень близко, а в библейских местах особенно. Чуть выше по течению Иордана — знаменитый Иерихон, в нескольких километрах к западу — скала, где Дьявол искушал Иисуса, а за невысокими Иудейскими горами открывается панорама того самого города, про который бабушка говорила мне маленькому, что он находится «посреди света», прибавляя, что за него и будет последняя всемирная война. На картах он обозначен как Джерусалем, в известном романе Михаила Булгакова он называется Ершалаимом, а в русской православной традиции известен как Иерусалим. С Елеонской (Масличной) горы его старая часть видна как на ладони.

Никто не знает, когда и кем был основан этот город. Его завоевывали и иудеи, и римляне, и арабы, и рыцари-крестоносцы, и британцы.

Последнее же на сегодняшний день сражение за Иерусалим произошло ровно 46 лет назад — в июне 1967-го, когда израильские войска освободили от иорданской армии восточную часть города. Все, кто владел Иерусалимом, вносили в его облик свою лепту. Крепостные стены старого города построены византийцами и турками, а нынешний храм Гроба Господня — крестоносцами, но в значительной мере он был перестроен 200 лет назад на деньги, собранные по всему христианскому миру, в том числе и в России. Единого хозяина у храма размером чуть больше нашего Успенского собора нет. Он принадлежит одновременно нескольким конфессиям, в числе которых такие экзотические, как коптская и эфиопская церкви. Католическая представлена орденом францисканцев, а православная — греческим Иерусалиским патриархатом. Парадоксально видеть такую разобщенность, мешающую нормальной эксплуатации храма и его поддержанию в порядке на земле, где впервые родилась идея единого Бога.

АНЕКДОТ В ТЕМУ

Поспорили раввин и христианский священник, чья вера сильнее. Священник рассказывает: «Плывем мы как-то на корабле по морю и вдруг начинается шторм. Все, думаю, потонем. Но помолился я Иисусу и, чтобы вы думали, вокруг шторм в десять баллов, а там, где плывет наш корабль, — полный штиль».

«Это что, — говорит раввин. — Иду я как-то в шабат по Иерусалиму и вижу — лежит кошелек, полный шекелей. Поднять его — значит, нарушить заповедь. Обратился я к Богу Яхве и представьте себе: во всем Иерусалиме — шабат, а там, где лежит кошелек, — четверг!

ШАБАТ

В ИЕРУСАЛИМЕ

От храма Гроба Господня через колоритный арабский рынок всего несколько минут до главной святыни евреев всего мира — Стены Плача. Мы были в Иерусалиме в пятницу, в самый канун шабата, который начинается с заходом солнца, и молящихся там было особенно много. В шабат делать правоверному иудею ничего нельзя, даже нажимать кнопку в лифте и зажигать сигарету, а перед этим он должен, если есть такая возможность, побывать у Стены.

Считается, что до Бога оттуда ближе всего. Поэтому в Стену несут записки с просьбами, а первые несколько шагов от нее надо сделать, не поворачиваясь к святыне спиной.

Мужчины и женщины подходят отдельно. Мужская часть в четыре раза больше женской. Головы должны быть покрыты у всех. Тем, у кого нет шляпы или меховой шапки (ортодоксы ходят в таких), дают маленькие шапочки-кипы, которые каким-то чудом удерживаются у них на головах. Выдают еще и красные ниточки, которые повязывают на руку. Считается, что когда ты ее потеряешь, твоя просьба будет услышана Всевышним. Но нарочно терять нитку нельзя. Христианам тоже можно молиться у Стены Плача, так как Иерусалимский храм, частью которого она является, Христос назвал домом своего Отца и изгнал оттуда торговцев.

Сегодняшний Иерусалим живет не только религиозной жизнью. Город трех религий, насчитывающий 1 миллион 200 тысяч жителей, —

официальная столица государства Израиль, где находится Кнессет — парламент страны и резиденция премьера Беньямина Нетаньяху. Но, пожалуй, ни одна столица мира не находится так близко к границе с не самым дружественным соседом.

СПРЯЧЬ

ЗА ВЫСОКИМ ЗАБОРОМ ГРАНИЦУ

Палестинская автономия начинается практически на окраине Иерусалима. Граница, местами обозначенная высоким забором, местами — просто сетчатой оградой, для самих израильтян и туристов практически незаметна. Наш автобус даже не остановили, и паспорта не понадобились. А вот палестинцев в Израиль пускают не всех, а только тех, кто там работает. Остальным нужны специальные разрешения. Наш гид по Вифлеему Саид сказал, что в Москве и Киеве бывает чаще, чем в Иерусалиме, в который на встречу с нами он приехал впервые за 4 года.

Вифлеем внешне ничем не отличается от израильских городов, и не похоже, что его жители бедствуют. То, что находишься в Палестине, можно понять лишь по портретам Аббаса и Арафата в полицейских участках и по навязчивости местных торговцев.

Главная достопримечательность Вифлеема — церковь Рождества, возведенная над пещерой, где родился Христос. Именно там это произошло или нет, одному Богу известно, но храм стоит много веков, и его не разрушали в отличие от иерусалимских святынь даже османские завоеватели, которые почитают Иисуса как пророка Ису, но не верят в его божественную сущность и воскресение.

Храм Рождества тоже принадлежит нескольким конфессиям, которые не могут договориться о его ремонте, и здание находится не в лучшем виде. Надеюсь, на дело сохранения церкви пойдут те небольшие деньги, которые мы заплатили за уменьшенную копию иконы Вифлеемской Богоматери, замечательную тем, что Богородица на ней улыбается…

Дни, проведенные в экскурсиях и на эйлатском пляже, пролетели быстро. Чтобы понять Израиль, двух недель слишком мало, но достаточно для того, чтобы проникнуться искренним уважением к этой маленькой, но гордой стране, которая почти 100 лет живет в состоянии войны, но не ощущает себя осажденной крепостью, а работает, защищает свои интересы, хранит традиции предков и радуется жизни.

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page