Мерзость запустения на святых местах

Переславский политический бомонд и цветет, и пахнет. На  прошлой неделе в город приезжала Валентина Терешкова,  чтобы лично выразить поддержку кандидатам в депутаты на предстоящих выборах. Местные СМИ тут же запечатлели этот визит, разместив на первых полосах легендарную «Чайку» в компании сияющего от счастья областного слуги народа Александра Кучменко, председателя Собрания представителей Переславского района Владимира Корюгина и мэра города Дениса Кошурникова.

Переславский политический бомонд и цветет, и пахнет. На  прошлой неделе в город приезжала Валентина Терешкова,  чтобы лично выразить поддержку кандидатам в депутаты на предстоящих выборах. Местные СМИ тут же запечатлели этот визит, разместив на первых полосах легендарную «Чайку» в компании сияющего от счастья областного слуги народа Александра Кучменко, председателя Собрания представителей Переславского района Владимира Корюгина и мэра города Дениса Кошурникова.

Впрочем, куда больше фотографии переславцам запомнились слова покорительницы космоса:

— Мне часто приходится проезжать через Переславль, и хочу сказать, что за последнее время здесь очень многое изменилось к лучшему.

Вдохновленные этими словами, некоторые любознательные горожане тут же совершили вояж с одного конца Переславля в другой. Может, и впрямь они уже не видят того, что могла видеть из окна автомобиля легендарная «Чайка», двигаясь по дороге из Ярославля в Москву.

Но особой радости они не почувствовали. Район Химика встречает людей разбросанным по обочинам мусором и густыми зарослями травы. На автобусной остановке — торговый павильон с внушительной надписью «24 часа». И можно только посочувствовать его бедным продавцам:  торчать всю ночь в ларьке на радость ночным алкашам и бегать по нужде в стоящие рядом кусты — удовольствие ниже среднего.

«Дом Берендея» действительно хорош. Но власть к его созданию не имеет ровным счетом никакого отношения. То что сказочный Берендей стал одним из раскрученных туристических брендов города —  заслуга его хозяина, художника  Сергея Сергеева. Не случайно бывший директор Центра развития города, ныне покойный Юрий Михайлович Николаев, мечтал его видеть почетным гражданином Переславля.

А дальше —  архитектурный шедевр бывшего первого заместителя мэра Рашида Талыбова, построенный на бывшем воскресном рынке. В архитектурной стилистике древнего русского города это недостроенное чудо самостроя смотрится как на корове седло.

В центре города  масса обшарпанных зданий, приятное исключение из которых — выставочный зал на Ростовской и пара магазинов на противоположной стороне улицы. И всюду реклама, реклама и Кошурников. Предвыборными листовками с физиономией мэра вновь, как и в прошлом году, украшен каждый фонарный столб. Разбавляет эту портретную галерею Владимир Корюгин, который особенно выразительно смотрится на неприглядной стене с отбитым углом бывшей типографии купца Шаланина — объекта культурного наследия XIX века.

Верхом эстетического украшения старинного Переславля  является и появившееся в прошлом году возле моста электронное табло с рекламой развлечений. И все это на святом намоленном месте, там, где некогда стояла на берегу Трубежа красивейшая церковь. Может, это и заставило бывшего специалиста по охране памятников истории и культуры при областном департаменте Юлию Епишкину сказать на днях горькие слова: «Когда я иду сегодня по городу, я опускаю глаза».

Про единственный чуть живой автомобильный мост с пятью выломанными чугунными проемами, запустелый Летний сад, некрашеную лестницу земляных валов — памятника военно-оборонительного зодчества XII века, разбитые тротуары и вечную лужу возле особняка Павловых, где сегодня сидят районные чиновники — разговор вообще особый. Как и о нелепом «Магните», выросшем на Московской улице, автозаправке, вставшей возле стен  Данилова монастыря, и  несуразных торговых строениях, нагло перегородивших панораму старинной слободы Соколка и вид на древнюю обитель. К слову сказать, еще год назад по решению суда одно из угловых зданий должно быть снесено. Но только воз и ныне там.

Впрочем, не исключено, что Валентину Владимировну могли порадовать выстроенный  в ста метрах от старинного кладбища у Троицкого поворота отель «Виктория плаза»,  трехэтажный «Петровский пассаж», выросший обманным путем среди одноэтажного ряда жилых домов по улице Кардовского. И  мотель «Сад Альбицкого», который и впрямь является украшением центральной улицы Переславля. Что никак не скажешь о двухэтажном каменном горемыке, некогда шикарном особняке врача Владимира Шилля, который в начале XX века он подарил  городу в надежде на достойную участь.

И еще один вывод сделали для себя переславцы. Валентина Терешкова заглядывает в их пенаты в основном накануне выборов. А вот несколько лет назад ее до половины двенадцатого ночи ждали в мастерской Владимирского собора двое переславцев — скульптор Александр Казачок и полярник Игорь Баянов. Очень им хотелось, чтобы «Чайка» взглянула на только что вылепленный портрет своего наставника, одного из первых Героев Советского Союза, командира отряда космонавтов  Николая Каманина и дала оценку этой работе. Но Валентина Владимировна проехала мимо.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page