Домушник с заволжского балкончика

Алексей Колобов в шутку называет себя «домушником». Его парусные шедевры рождаются не в просторной мастерской, а на крохотном заволжском балкончике.
ТРИ года назад Алексей Сергеевич лишился ноги в результате тяжелейшего заболевания — атеросклероза нижних конечностей. Теперь передвигается только на коляске или ходунках. Но мысли кипят. Дает о себе знать отцовская инженерная жилка. Не случайно же родился в городе корабелов и моряков Северодвинске.

Алексей Колобов в шутку называет себя «домушником». Его парусные шедевры рождаются не в просторной мастерской, а на крохотном заволжском балкончике.

ТРИ года назад Алексей Сергеевич лишился ноги в результате тяжелейшего заболевания — атеросклероза нижних конечностей. Теперь передвигается только на коляске или ходунках. Но мысли кипят. Дает о себе знать отцовская инженерная жилка. Не случайно же родился в городе корабелов и моряков Северодвинске.

Уже по приезду в Ярославль занимался у патриарха судомоделизма Павла Федоровича Тараева. Вместе с такими же увлеченными мальчишками корпел над атомным ледоколом «Ленин». Гигантский, черный, с ярко-желтой надстройкой, он часто изображался на почтовых марках. А теперь стал музеем, главной достопримечательностью Мурманска.

Правда, на заводе синтетического каучука, где Алексей Сергеевич отработал без малого 29 лет на инженерных должностях, его увлечение не поощряли. С большим трудом вырывался с работы, ездил на соревнования. Был даже чемпионом области по судомодельному спорту. Уже позже ездил тренером-представителем на первенства России.

На создание моделей Алексей Колобов тратит год, а то и больше. Причем тяготеет к старинным, эпохи барокко. Тогда корабли много и причудливо украшались, иногда в ущерб мореходным качествам. Никакой отсебятины, по собственному выражению, не терпит. Перед глазами всегда чертежи. Их в Интернете очень много, и довольно качественных. Готовых наборов для построения моделей тоже не признает. Дороги они, а эксклюзивности никакой.

Так что все, включая миниатюрные фигурки, делается вручную. В материалах — шпоне, меди, проволоке — недостатка не наблюдается. Всем необходимым снабжают друзья. Правда, иногда приходится исхитряться. Например, чтобы добиться светло-серого с коричневым оттенка парусов, кипятить ткань в чае. В старину, чтобы сделать их водоотталкивающими, к чему только не прибегали. Даже салом натирали. Однажды Алексей Сергеевич даже пустил на парус собственную рубашку.

— Видите, внутренние борта военных кораблей и «порты», окошечки для пушек, выкрашены в красный цвет. Это делалось для того, чтобы солдаты не пугались крови. Ядра разрывали людей в клочья и на неокрашенной поверхности это смотрелось бы жутко, деморализовывало, — рассказывает мастер.

Все судна исторически достоверны, то есть существовали на самом деле. Самое раннее датируется XV веком. Это флагманский корабль «Санта-Мария», на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку. Экипаж называл корабль «Галантная Мария». Он двигался медленнее других судов Колумба, но отличался надежностью во время штормов.

На английском галионе «Голден хинде», что в переводе означает «Золотой олень», английский мореплаватель Фрэнсис Дрейк в 1577 — 1580 годах предпринял пиратскую экспедицию в Вест-Индию и совершил второе (после Магеллана) кругосветное плавание. В память о том, что ему удалось уйти от погони испанцев и желая отметить прекрасные мореходные качества своего корабля, Дрейк переименовал его в «Золотую лань» и установил в носовой части судна украшение из чистого золота — фигурку грациозной лани.

Глаз не оторвать от легендарного «Баунти». У парусника была простая миссия — доставить растения с Таити на Карибы. Но команда подняла мятеж, сделав тем самым «Баунти» одним из знаменитейших кораблей в истории. Мятеж произошел из-за деспотичного характера капитана Блая. Тогда пытки, избиения, казни матросов были в английском флоте обычным явлением. Что стоила, например, порка провинившихся специальными плетьми с девятью ремнями, в конец каждого из которых был вплетен гвоздь. Блая вместе с 18 оставшимися ему верными членами экипажа спустили в шлюпку и пустили на произвол судьбы среди открытого океана. Они проплыли 6 тысяч километров, были изнурены до предела, но выжили! Что же касается мятежников, то часть из них осталась на Таити (троих позже казнили англичане), а часть в сопровождении 10 туземцев с Таити и Тубуаи и 12 таитянок добралась до островка Пиктерн и сожгла корабль. Через 20 лет в 1808 году на этом месте уже была община из 10 женщин и 19 детей. Все они были метисами и довольно хорошо говорили по-английски. На тот момент в живых остался только один из мятежников — Смит, бывший главой общины, наставником и священником. История «Баунти» обросла мифами и легендами, стала материалом для многих пьес и фильмов. В одном из них сыграли Мэл Гибсон и Марлон Брандо.

Славную историю имеет и 18-пушечный бриг «Меркурий» 1820 года. Во время русско-турецкой войны он одержал победу над двумя линейными турецкими кораблями, чем увековечил свое имя и был награжден кормовым Георгиевским флагом.

Продать свои детища Алексей Сергеевич даже не пытается. Рыночная цена моделей — от 60 до 100 тысяч рублей. Покупателей на них вряд ли сыщешь. Так что пока на шедевры любуются только домашние. Алексей Сергеевич уже задумал корабль в бутылке. Хочет подарить его любимой супруге Галине Николаевне. Да и повод самый подходящий: в этом году они будут отмечать коралловую свадьбу. А вот внучка Сашенька пока мало что понимает в дедушкиных произведениях. Но очень любит его и жалеет. Недавно выдала: «А давайте письмо в больницу напишем, чтобы дедуле сделали новую ногу!»

Совсем малышка еще, что с нее возьмешь!

Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page