Заслуженный артист переславской массовки

В Переславле снимается очередное кино. 17 сентября на территории Горицкого монастыря, где располагается историко-архитектурный музей-заповедник, по-хозяйски расположилась съемочная группа. Расставив по краям центральной дорожки бутафорские штучки-дрючки и раздобыв двух красавцев-коней, она приступила к съемках телевизионного фильма «Бывших не бывает» (режиссер —  Зиновий Ройзман, в главной роли — Сергей Горобченко). О судьбе спецназовца, вернувшегося в обыденную мирную жизнь.

В Переславле снимается очередное кино. 17 сентября на территории Горицкого монастыря, где располагается историко-архитектурный музей-заповедник, по-хозяйски расположилась съемочная группа. Расставив по краям центральной дорожки бутафорские штучки-дрючки и раздобыв двух красавцев-коней, она приступила к съемках телевизионного фильма «Бывших не бывает» (режиссер —  Зиновий Ройзман, в главной роли — Сергей Горобченко). О судьбе спецназовца, вернувшегося в обыденную мирную жизнь.

НО КАКИЕ бы киноленты ни снимались в Переславле и его окрестностях, ни одна из них не обходится без массовки. И ни одна массовка не обходится без переславца Александра Никитина, который за последние пятнадцать лет столько снимался в фильмах, что сам сбился со счета.

— Где-то в сорока фильмах. Съемочные группы при-

езжают в город довольно часто — два-три раза в год. Начинал с  «Вора», потом были «Полицейские и воры», «Черные волки»… Названия многих уже и не вспомню. В «Полицейских и ворах» был дублером у Хазанова. На мне ставили аппаратуру, — охотно делится своим киношным опытом веселый и никогда не унывающий Александр Всеволодович.  

— Как это ставили аппаратуру? — любопытствую я.

— Аппаратуру настраивали по мне. Мне указывали, где я должен стоять, куда бежать. А потом то же самое делал Хазанов, но его уже снимали.  

— Общаться с ним приходилось?

— Да, нормальный мужик. Часто очень звонил маме. Рядышком стоишь и слышишь: «Мамочка, я тут, в Ростове Великом, на съемках».

— А участие в каких фильмах особенно запомнилось?

— Да, пожалуй, «Полицейские и воры». Труппа была замечательная. Режиссер кричит: «Хазанова в яму!» — «Да не Хазанова, а Никитина» — «Да какая разница! Он точно такой же, только лысый».

— А вы и впрямь с ним похожи по комплекции?

— Он только поплотнее меня, поширше. А рост такой же.  

На всю жизнь запомнил заслуженный артист переславской массовки и съемки фильма, в котором актер Сухоруков лупил его дубиной.

— Меня в броню одели, чтобы не больно было. А я голую руку подставил. Он как треснет. Синяк во был!  

— А в чем вы провинились? За что он вас так?

— Мы как деревенские хулиганы приставали к новому предпринимателю, который хотел возродить ферму. Деньги у него тянули. А Сухоруков защитил его: «Ну-ка пошли отсюда. Кыш!» И прогнал.

Страсть к лицедейству у Александра Никитина в крови. И удивляться тут нечему. Все свое детство он провел за кулисами Куйбышевского оперного театра, где его мать, заслуженная артистка РСФСР, была ведущей солисткой. И даже учась в Воронежском суворовском училище, он на каникулах торчал на сцене.

— У нас был закон:  каждый воспитанник суворовского училища должен был привести из дома справку о том, что в отпуске работал, а не валял дурака. Куда я шел? В театр. А в театре куда? На сцену. Нарядят, поставят с алебардой — стоишь. Выход — один рубль. А спектаклей в неделю шесть штук. И девочек из балета я всегда водил в ресторан.

Сегодня отставной кадровый военный, а в душе художник, Александр Никитин зарабатывает за съемочный день 500 рублей. А уж если где слово в кадре нужно молвить, и вовсе по три тысячи отстегивают. И до сих пор жалеет, что  в фильме по повести Чехова «Палата № 6» лучший кадр с его участием пришлось вырезать.

— Часы с руки забыл снять. Заметили этот прокол только после просмотра уже отснятых кадров. А я там от души кричал: «Сатрапы!»

С актерством наш герой не расстается всю свою жизнь. Тридцать последних лет ходит в местный театр «Плещей». Участвует в общегородских мероприятиях. Стихи читает, поет песни, хлебом-солью встречает дорогих гостей. Одно время побывал даже в городских Дедах Морозах. И поныне не расстался бы с этой ролью, но  ростом не вышел. Приходилось все имеющие в городе дедморозовские костюмы на четверть укорачивать. Ныне все больше специализируется на леших, кикиморах и прочей нечисти.

Нынешний фильм — четвертый в этом году в его артистической биографии.

— Сегодня позвонили в восемь утра, велели в музей идти. Вот ждем, когда на точку поставят, — говорит народный артист Переславля Александр Никитин.

Не отстает от своего супруга и Юлия Никитина — старший научный сотрудник переславского музея-заповедника. Без ее участия также не обходится почти ни одна массовка в фильмах столичных режиссеров. Но помимо ролей крестьянок, мещанок и прочей дореволюционной и современной публики, она выступает и в качестве  научного консультанта. Не так давно к ее помощи прибегали создатели фильма «Алмазный крест», посвященного Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому, будущему святителю Луке,  который семь лет жил и работал в Переславле.

На снимке: Александр и Юлия Никитины на съемках фильма «Бывших не бывает».

Фото автора.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page