Ни одна жалоба не пропадала

У Надежды Ивановны Купленовой было три брата и две сестры. До наших дней дожил только брат Владимир, которому в январе исполнится восемьдесят лет. А самой Надежде Ивановне 27 сентября стукнет девяносто!
В ИХ СЕМЬЕ не было долгожителей, и глядя на Надежду Ивановну, трудно поверить, что она на пороге девяностолетнего юбилея. Слишком уж приветливая, разговорчивая, добродушная для своего возраста. Все помнит до мельчайших подробностей, а потому, что всю жизнь работала с людьми и для людей.

У Надежды Ивановны Купленовой было три брата и две сестры. До наших дней дожил только брат Владимир, которому в январе исполнится восемьдесят лет. А самой Надежде Ивановне 27 сентября стукнет девяносто!

В ИХ СЕМЬЕ не было долгожителей, и глядя на Надежду Ивановну, трудно поверить, что она на пороге девяностолетнего юбилея. Слишком уж приветливая, разговорчивая, добродушная для своего возраста. Все помнит до мельчайших подробностей, а потому, что всю жизнь работала с людьми и для людей.

Почти четверть века Надежда Ивановна Купленова отдала обкому профсоюзов рабочих текстильной и легкой промышленности и областному совету профсоюзов, где возглавляла отделы производственной работы и заработной платы.

С 1944 года член КПСС, отличник социалистического соревнования РСФСР, «трудолюбивая, инициативная, постоянно расширяющая свой кругозор», как отмечалось в ее характеристиках, Надежда Ивановна просто не представляла себя без общественной работы. И в том, что ярославская текстильная промышленность, а это 17 предприятий в Ярославле, Ростове, Тутаеве, Гаврилов-Яме, Переславле-Залесском и других городах области, в советское время развивалась и процветала, есть и ее большой вклад.

Родилась Надежда Ивановна в деревне Черкасиха Некрасовского района, от которой уж не осталось и следа. После окончания семилетки поступила в Ярославский текстильный техникум, вновь открытый при комбинате «Красный Перекоп» по приказу народного комиссара тяжелой промышленности Лазаря Кагановича с 1 сентября 1938 года.  

В 1940 — 1941 учебном году в техникуме обучались 370 студентов, и большинство выпускников начинали свою трудовую деятельность на комбинате. Когда началась война, вместе с однокурсницами Надежда в сорокаградусные морозы копала оборонительные сооружения в Грешневе. В 1942 году получила профессию техника-технолога по прядению и четырнадцать лет отработала на комбинате «Красный Перекоп».

Трудовой путь Надежда Ивановна начала мастером по ремонту оборудования. Затем стала мастером смены, где под ее руководством оказались двести рабочих, в основном подростков, только закончивших ФЗУ. Но вскоре именно ее молодежная смена выбилась в передовики. Надежду Ивановну назначили старшим мастером.

Работая в городе, она ни на минуту не забывала о своих близких. Сначала помогала сестре Елизавете, тоже поступившей учиться в техникум, потом брату Владимиру, когда заболела мама, привезла ее из деревни в Ярославль, в свою комнату. На личную жизнь времени не оставалось, жила производственной и общественной работой.

В 1956 году Надежду Ивановну взяли на работу в обком профсоюзов рабочих текстильной и легкой промышленности, где она прошла путь от инструктора отдела производственной работы и заработной платы до секретаря обкома. И высшее образование получила тоже связанное с профсоюзной работой — окончила Высшую профсоюзную школу в Москве.

Замуж Надежда Ивановна вышла в сорок лет за вдовца, оставшегося после смерти жены с маленькой дочкой. Константин Алексеевич Купленов был старше на четыре года. Фронтовик, с 1939 по 1949 год служивший на Черноморском флоте, он работал шофером в пожарной охране. А Надежда Ивановна, защищая права рабочих текстильной и легкой промышленности, моталась по командировкам, уезжала порой на несколько дней, ночевала в гостиницах, а где их еще не было — в фабричных общежитиях.

К голосу профсоюзов тогда прислушивались не только директора предприятий, а и партийное, и советское руководство на местах. Человек труда был на первом месте. И не на словах, а на деле. Зарплата высококвалифицированного рабочего не уступала зарплате инженера, а порой была и повыше. Все на равных стояли в очереди на улучшение жилищных условий или на санаторно-курортные путевки. О задержке зарплаты не могло быть и речи. Профсоюзы строго следили за оплатой труда в ночное и сверхурочное время, предоставлением отпусков и доплат за вредные условия труда. Ни одна жалоба трудящихся в облсовпроф не оставалась без тщательного разбирательства с выездом на место.

Для передовиков производства организовывались туристические поездки в социалистические страны. В 1979 году Надежда Ивановна Купленова была назначена руководителем группы из сорока человек во время туристической поездки в Чехословакию и Венгрию. А в следующем году она вышла на заслуженный отдых, став персональным пенсионером регионального значения.

Супруг Константин Алексеевич умер, когда Надежде Ивановне было шестьдесят шесть. Тогда она оставила двухкомнатную квартиру семье его дочери, а сама перебралась в однокомнатную. Все лето она на даче в Вакарево — крестьянские корни дают себя знать. Забирает с собой на природу и любимого кота Кузю. Считает, что именно благодаря труду на огороде дожила до девяноста лет. В последние два года пришлось, правда, перенести две операции. Одну по удалению желчного пузыря, а другую на желудке, который мучил ее много лет. Врачи оказались на высоте — и Надежда Ивановна, несмотря на то, что за ней закреплен соцработник, сама бегает в соседний магазин за продуктами.

В 2006 году к 60-летию Ярославского областного совета профсоюзов вышла книга «Их дело — защищать людей», в которой есть фото и добрые строки о Надежде Ивановне Купленовой. А в ее 90-летний юбилей пусть о Надежде Ивановне узнают и наши читатели.

На снимках: Надежда Ивановна Купленова в молодости и сегодня.

Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page