Две чумы и висна-маеди

В этом году ярославскому АПК напасть грозит в трех обличиях. Свиноводству угрожает смертоносная африканская чума свиней, птицеводству — пагубная голубиная чума, а овцеводству — фатальная вирусная инфекция с экзотическим названием висна-маеди.
16 СЕНТЯБРЯ агентство «ЯРновости» со ссылкой на РИА «Новости» напустило страха на всю губернию устами директора департамента ветеринарии Ярославской области Александра Чавгуна.

В этом году ярославскому АПК напасть грозит в трех обличиях. Свиноводству угрожает смертоносная африканская чума свиней, птицеводству — пагубная голубиная чума, а овцеводству — фатальная вирусная инфекция с экзотическим названием висна-маеди.

16 СЕНТЯБРЯ агентство «ЯРновости» со ссылкой на РИА «Новости» напустило страха на всю губернию устами директора департамента ветеринарии Ярославской области Александра Чавгуна. Он озвучил размер ущерба от африканской чумы свиней (АЧС) в регионе в 2013 году в размере 17 млн рублей и якобы сказал о возможном отказе от содержания свиней в хозяйствах области. Представляю, как екнули сердца у руководителей свинокомплекса ЗАО «Залесье»: свыше 40000 свиней — под нож! Для областного агропрома — это нокдаун. Для рыбинского АПК — это нокаут. Лишиться этого свинокомплекса, значит, вообще остаться без животноводческой отрасли, поскольку молочное животноводство в Рыбинском районе пребывает в кризисе.

Африканская чума свиней разгуливает по Ярославской области в отблесках пламени и клубах дыма от погребальных костров, на которых сжигают туши павших и умерщвленных животных. Первая вспышка АЧС была зафиксирована на территории области на личном подворье в деревне Солоцково Некоузского района летом 2012 года и благодаря принятым карантинным мерам осталась единственной. Зато в этом году вспышки АЧС слились в пожар: губительный для свиней  вирус был зарегистрирован на территории восьми районов, в шести из них был введен карантин. В так называемой первой угрожаемой зоне было умерщвлено и сожжено около 250 свиней. Около 60 туш павших от АЧС диких кабанов обнаружены в лесах, еще примерно 700 кабанов отстреляны бескровным способом в целях уменьшения их поголовья.

Но, по словам Александра Чавгуна, кардинально решить проблему распространения АЧС может лишь переориентация владельцев крестьянских и фермерских хозяйств и личных подворий со свиноводства на альтернативные виды животноводства и птицеводство. Правительство региона уже разработало соответствующую программу, которая начнет действовать с 2014 года. Те, кто согласится избавиться от свиней и разводить крупный и мелкий рогатый скот, птицу или кроликов, из бюджета будут получать субсидии на приобретение животных.

А между тем в Рыбинском районе схожая программа фактически действует уже два года.

Проблемой противодействия наступлению вируса АЧС в администрации Рыбинского района озаботились летом 2011 года, когда из соседней Тверской области стали поступать тревожные сообщения о вспышках опасной инфекции. Почти сразу же руководство ЗАО «Залесье» провело масштабную профилактическую акцию. Руководители агропредприятия, согласно индивидуальным договоренностям, выкупили в живом весе свиней у владельцев личных подсобных хозяйств, фермерских и крестьянских хозяйств (там содержались свыше 260 свиней), расположенных в поселке Дюдьково и окрестных населенных пунктах. Всех животных оптом на большегрузной спецавтомашине-фуре отправили на убой на Череповецкий мясокомбинат.

Таким образом, на ЗАО «Залесье» в противоэпизоотическом отношении обезопасили ближайшие подступы к свинокомплексу, во многом определяющему функционирование свиноводческой отрасли в  регионе. Если руководствоваться «Памяткой владельцам животных по предотвращению заноса и распространения африканской чумы свиней», то ближайший подступ — это не менее 10 километров от зоны заражения, поскольку тотальная ликвидация всех свиней — больных и здоровых — осуществляется в радиусе десяти километров от очага инфекции. А свиней держали в личных подворьях в поселке Дюдьково всего в паре километрах от свинокомплекса. На племзаводе «Заволжский» в Тверской области не решились на подобную жесткую меру — в результате летом 2012 года из-за заноса извне вируса АЧС агропредприятие лишилось всего свинопоголовья на одном из своих комплексов, а это 33 тысячи животных.

Но тешить себя иллюзией благополучия нельзя. По имеющимся сведениям, на территории Рыбинского района в частных подворьях содержится около 300 свиней. В пределах пятикилометровой санитарной зоны от свинокомплекса «Залесье» — в деревне Запрудново —

был выявлен фермер, который держал около 30 голов.

Принесем частное свиноводство в искупительную жертву ради спасения свиноводческой отрасли — отведем беду? Нет! Потому что в год Змеи ярославскому агропрому угрожает сельскохозяйственный Армагеддон в трех обличиях.

20 июля 2013 года в левобережном Тутаеве прошел традиционный фестиваль «Романовская овца — золотое руно России». Но впервые он прошел без главной героини. Ветеринары запретили демонстрировать красиво разукрашенных романовских овец в связи с тем, что в  области выявлена вспышка инфекционной болезни с замысловатым названием висна-маеди — губительницы овец и коз.

Опасный вирус был выявлен 18 февраля 2013 года в ГНУ ВНИИВВиМ Россельхозакадемии в анализах сыворотки крови животных современного овцеводческого комплекса «Авангард» Угличского района. Всего на агрофирме, где сделан упор на племенное поголовье романовской породы овец, на тот момент насчитывалось 1259 овец. Как сообщил региональный Россельхознадзор, из 449 проверенных животных вирус висна-маеди был обнаружен у 164 овец.

Хорошая новость: человек к этому заболеванию не восприимчив, и баранину после термической обработки можно использовать в пищу. Плохая новость: методов медикаментозного лечения заболевания не существует. Хронически протекающая болезнь у овец и коз, сопровождающаяся нарастающим поражением центральной нервной системы и пневмонией, всегда приводит к летальному исходу. Все больные животные подлежат убою.

Спасти стадо могут только жесткие так называемые ограничительные мероприятия, то есть соблюдение норм карантина. Но беда в том, что вирус имеет инкубационный период до двух лет, и заболевание проявляется сначала в вялотекущей форме. Поэтому пока точно нельзя сказать, сколько еще животных могут быть им заражены. Каждые полгода в хозяйстве будут проводиться диагностические мероприятия.

Казалось бы, ужаса с избытком. Ан нет. Мало нам африканской чумы свиней, получите чуму голубиную.

До сих пор я пребываю в сомнении — правильно ли я поступил, просто выбросив павшего голубя-сизаря в мусорный контейнер. Наверное, нужно было с ветеринарами потолковать.

Птицу я обнаружил в подъезде за входной дверью. Словно наказанный за что-то, голубь стоял в углу, упершись головой в стену. Он никак не отреагировал на появление человека. Я еще подумал, что голубь спасается от неожиданного сентябрьского холода.

Спустя несколько часов я обнаружил мертвую птицу. Надел резиновые перчатки, опустил бездыханное тельце в пакет для мусора и отправил в мусорный контейнер.

А вечером услышал по радио информацию о том, что вирус, распространенной по всему миру болезни Ньюкасла, Россельхознадзор выявил в пробах биологического материала от больных и павших голубей в Угличе.

Болезнь Ньюкасла, или псевдочума голубей — очень заразное вирусное заболевание птиц всех возрастных категорий. Инфекция может поразить и человека, и тогда заболевание протекает в виде респираторной формы гриппа.

Ну, избавятся частники в Рыбинском районе от свиней, займутся разведением кур, гусей и уток. А как они предохранят их от контактов с теми же голубями и прочими пернатыми? Никак. И что же, во имя спасения двух крупнейших птицеводческих агропредприятий ОАО «Ярославский бройлер» и ОАО «Волжанин» их будут побуждать пустить под нож домашнюю птицу? Овец и коз разводить вместо свиней тоже рискованно, потому что висна-маеди по губернии рыскает, исчезает и вновь маячит на горизонте.

Куда крестьянину податься?

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page